После долгих стояний в пробках, рискованных маневров в поисках съезда в проулки прилегающие к Соборной площади и свободные при этом для проезда улочки постепенно заполнили автомобили разных возрастов, мастей и дороговизны. Хозяева брошенных на газонах машин спешно стягивали с себя цивильное, облачались в фирменные цвета и, натужно улыбаясь, двигали в сторону старта Девятнадцатого Международного сибирского марафона. За подвиг всем, поспособствовавшим созданию видимости массовости бегового спорта в Омской области от руководства полагалась «поляна», особо отличившимся — отгулы и денежные премии. А главное, участие в забеге, а если еще и с флагом в руках — это демонстрация высокой лояльности к компании, иначе — не жди повышения. Это как участие в советских демонстрациях. Улыбались во весь периметр лица только китайцы, которые, по словам комментатора марафона, приехали в нашу область на отдых. Значит, китайцы на старт вышли отдохнувшими.
Впрочем, на лицах участников VIP-забега тоже сверкали улыбки. Первые лица области и омского бизнеса разминали голеностопы, обменивались байками, щурили на солнце глаза. Так что руководитель китайских отдыхающих в рядах омских VIP не чувствовал ни малейшего дискомфорта по поводу своих антропологических отличий. После короткой, но яркой речи Леонида ПОЛЕЖАЕВА прозвучал старт. Колокола молчали. Бегуны стартанули в тишине. VIP-лица стали улыбаться еще шире. Лидировал вице-губернатор Александр АРТЕМОВ. Основная борьба у бегунов разворачивалась за второе место. Тут нужна была сноровка — обойти конкурентов с улыбкой на лице и при этом не потерять чувства субординации.
А тем временем возле кинотеатра «Маяковский» омские кришнаиты пели «Харе Кришна». Колокола молчали. Народ проникался чуждыми религиозными влияниями, к тому же устоять и не пуститься приплясывать под «Харе Кришна» нашим людям стоило трудов: песня, делающая всех счастливыми, теперь звучит как вариация на тему «Семь сорок». Кришнаиты плясали. Поздравляли всех с тем, что люди приняли участие в забеге вместе с кришнаитами. Поздравляли с Днем десантника. Колокола молчали. Десантники в столь ранний час только начинали свое движение от окраин. Кришнаиты остались без ответных поздравлений.
А VIP уже были на финише. Правда, не все. Привлеченные для массовости чиновники среднего звена бежали в хвосте, и им за второе место бороться было не положено, поэтому многие сочли приличным дистанцию в две тысячи восемь метров отполовинить. А на марафонской дистанции шла борьба. Любимцы омской публики — ХОБОТОВ и ЛУКИН — потерялись уже на старте. То ли возраст, то ли встречный ветер. Лидировал гость из Бельгии Рик САЛЕМАН с ирокезом на голове. Еще один потенциальный претендент на победу кениец Френсис КАМАНИ шел ни шатко ни валко. Во время очередного прохождения чернокожего бегуна по Соборной площади комментатор попросил болельщиков поддержать спортсмена. На Успенском соборе ударил колокол.
Ряды кришнаитов тем временем расширились за счет финишировавших счастливчиков, знающих два слова, делающих любого счастливым. Представители едва ли не всех национальностей Омской области делали ручками, ножками, счастливо улыбались. А через дорогу тем временем было не до улыбок. Представители Омского медиасообщества у библиотеки имени Пушкина проводили благородную акцию на предмет: пожертвуй мелочишку на детский спорт. Из пятачков и десяриков нежадные омичи могли выложить какое-нибудь словечко. Печальным работникам предприятий предстояло каждый раз сметать «надписи» в полиэтиленовые пакеты, а в глазах бедолаг стоял ужас от предстоящего подсчитывания медяков.
Счастливее кришнаитов в этот день были только те, кому пришла в голову мысль свернуть с дистанции в Региональный центр по связям с общественностью. Получив от спонсоров банку цветной капусты, люди моги расслабиться за пивком. Последнего, учитывая негативный опыт прошлого года, в кафе заготовили изрядно.
Шел третий час марафона. Бельгиец сломался. Кришнаиты танцевали. Финиширующие спид-скейтеры валились бревнами на финише, VIP на трибунах без цветной капусты и пива становилось скучновато. Но вот появился в поле зрения лидер забега Андрей БРЫЗГАЛОВ. Подбежав к финишной черте, БРЫЗГАЛОВ посмотрел на часы. Улыбнулся прессе. И «поплыл». Вторым пришел украинец Евгений БОЖКО. Третьим — бельгиец Рик САЛЕМАН. Кенийца не было. Финишировали женщины.
Лилия ЯДЖАК тоже посмотрела на часы, пересекая финишную черту, повторяя часто-часто: «Мамочка-мамочка-мамочка». Секундная пауза, и ЯДЖАК в истерических рыданиях на плече победителя марафона среди мужчин. Она победила за себя, и за того парня. «Тот парень», впрочем, на этом марафоне победил дважды: муж Лилии ЯДЖАК тренирует и БРЫЗГАЛОВА. Победители обнялись. Кришнаиты все танцевали. Кенийца где-то не было. А так хотелось рекордов: лучший результат Френсиса КАМАНИ — два часа пять минут. Но только не в Сибири. Когда кениец все-таки дошел до финиша живым и невредимым, он смог сказать журналистам только: «У меня совсем нет денег, последние дни я жил только на хлебе и воде». И ни у кого из журналистов не потянулась рука в карман подать бедному чернокожему спортсмену. А кришнаиты все пели и плясали. Харе Кришна, Френсис, будь счастлив!
На снимках:
Кениец хоть рекордов не поставил, зато внес графичность в пестроту участников забега
Лидия ЯДЖАК не сразу поверила в свою победу