ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ОМСКИХ IT-КОМПАНИЙ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ПРОВАЛИЛАСЬ

ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ОМСКИХ IT-КОМПАНИЙ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ПРОВАЛИЛАСЬ

Компьютерщики не смогли найти ни общих врагов, ни выгод, ради которых стоило бы создавать отраслевую ассоциацию

Пятого августа в региональном Бизнес-инкубаторе состоялась встреча участников омского рынка информационных технологий. Инициаторами ее выступили потребительское общество «Система электронных сделок» (один из птенцов инкубатора) и компания «Медиа ГИД», которые призвали коллег наконец-то объединиться в некоммерческое партнерство (НП). По их словам, Омск остается единственным городом в нашей стране, где еще нет такой отраслевой организации.

Но на призыв откликнулись всего 30 компаний из 280, которым, по словам инициаторов встречи, были разосланы приглашения. И даже те компании, представители которых все-таки пришли, очень критично отнеслись к целям и задачам, которые, по мнению организаторов, должно выполнять будущее партнерство. Председатель правления потребительского общества «Система электронных сделок» Эдуард ФОМИН на правах председателя еще не созданного НП, которым он сам себя уже назначил, заявил коллегам, что, прежде всего, партнерство должно взять на себя миссию по повышению уровня компьютерной грамотности населения. Любой новый IT-проект, выходящий на омский рынок, как утверждает ФОМИН, сталкивается с абсолютной неподготовленностью к нему потребителей — с элементарной неграмотностью большинства специалистов и руководителей компаний в области информационных технологий. Учебные же программы вузов и уровень знаний преподавателей в данной сфере отстают на 5-7 лет. Все это не только препятствует продвижению новых программных продуктов на рынок, но и в целом тормозит развитие IT. ФОМИН настаивал на том, что партнерство должно наладить комплексную систему обучения специалистов в данной сфере, а также проводить их сертификацию.

Присутствующие предприниматели, мягко говоря, не разделили энтузиазма ФОМИНА. По их мнению, азам работы с компьютером вполне сносно обучают сегодня в школах и вузах. А о том, как подготовить потребителей к новым IT-продуктам, должны заботиться, прежде всего, сами разработчики этих продуктов — это уже маркетинг и конкуренция. А делиться с коллегами-конкурентами своими приемами по продвижению продуктов на рынке никто желания не выразил.

Среди дополнительных плюсов, которые якобы принесет будущее объединение его участникам, ФОМИН назвал возможность наладить диалог с исполнительной и законодательной властями региона. Его особенно возмутило то, что при губернаторе Омской области сегодня работает Совет по информатизации, а входят в него всего 2-3 крупные компании из всех участников IT-рынка.

— Если бы у нас было свое партнерство, то оно могло бы представлять в этом совете интересы всех, даже самых мелких компаний, а не просто двух-трех крупных лоббистов. Мы смогли бы участвовать в разработке законопроектов, касающихся нашего бизнеса. В наше партнерство даже смогли бы войти сами представители власти, — заявил ФОМИН.

— Не смешите меня! — обратился к нему основатель компании «Коммед», а ныне представитель Газпрома Сергей БИЛАШ. — Я уже 15 лет занимаюсь лоббированием интересов омского IT-сообщества на всех уровнях власти, и ни к чему это пока не привело, думаете, у вас так легко все получится? У вас, г-н ФОМИН, какая на самом деле цель номер один для создания партнерства? Занять должность председателя и получать зарплату? Или за счет ассоциации продвигать свой собственный бизнес?

БИЛАШ напомнил инициаторам встречи, что все отраслевые ассоциации IТ, которые есть в других городах, создавались только для защиты собственного бизнеса, например, от нападок налоговой инспекции, ОБЭП, рейдеров и т. п.

— Все остальные цели, такие, как обучение, просвещение или продвижение, — это полнейший бред, потому что все участники рынка — конкуренты между собой и им невыгодно будет этим заниматься. Каждый выживает сам по себе. А вопросы образования оставьте министерству образования, — заявил БИЛАШ и покинул зал заседания вместе со своими соратниками.

Его поддержала представительница «Майкрософт Рус» Наталья ДОРОНИНА, которая указала организаторам на их главную ошибку — они не смогли четко сформулировать интерес, вокруг которого люди захотят объединиться. Многие компании, по мнению ДОРОНИНОЙ, уже давно готовы войти в отраслевую ассоциацию, просто никто этим вопросом всерьез не занимался. Мало того, подобная неофициальная организация уже существует в Омске — знакомые друг с другом руководители IT-предприятий собираются «за кружкой пива» и обсуждают те или иные вопросы рынка, договариваются о чем-либо.

По мнению директора «Билет-Омск.ru» Дмитрия МАШКИНА, тех задач, которые ПО «СЭС» поставило перед будущим партнерством, ни одной ассоциации, ни в одном городе пока не удалось достичь.

— А если учесть, что вы, ребята, на одну только методологию для «Системы электронных сделок» потратили три года, то можно представить себе, сколько времени потребуется ассоциации под вашим началом для того, чтобы достичь всех намеченных целей, — скептически добавил МАШКИН.

В итоге после бурного обсуждения предприниматели все же решили, что некоммерческое партнерство омским IT-специалистам не нужно, несмотря на то, что проблем на рынке много и многие его участники давно уже хотят объединиться. В качестве альтернативы некоторые компании предложили создать постоянно действующий семинар для IT-специалистов на базе Бизнес-инкубатора, где можно было бы обсуждать проблемы, обмениваться опытом, проводить конференции и выставки. На что председатель несостоявшегося объединения грустно ответил:

— Не в интересах таких крупных компаний, как «Коммед», создавать профессиональные объединения. Подобные компании — региональные лоббисты, которым и так хорошо живется. Они-то как раз входят в советы по информатизации при органах власти, где проталкивают свои решения. А на интересы мелких участников рынка им плевать, поэтому они и пытались сегодня помешать нашему объединению, обрушив целую волну необоснованной критики. Мне жаль, что представители IT-компаний еще не доросли до объединения, в отличие от бизнесменов, занятых в других сферах, которые активно вступают, например, в Омский областной союз предпринимателей. Многие предприниматели осознали, что сегодня уже недостаточно развивать только собственное дело, нужно отстаивать интересы общие для всего бизнес-сообщества.
ФОМИН пообещал доработать концепцию объединения и продолжить продвижение этой идеи в бизнес-среде.