А ЕСЛИ НАЧНЕТСЯ «ПАРТИЗАНСКАЯ ВОИНА»?

А ЕСЛИ НАЧНЕТСЯ «ПАРТИЗАНСКАЯ ВОИНА»?

Жители микрорайона СибНИИСхоз упорно сражаются против строительства храма Святой Богородицы

Общего собрания не получилось. Местных на спортплощадку школы-гимназии № 9 подтянулось человек 20, не больше. Приехали и представители «противника», с которыми планировалось обменяться мнениями и окончательно решить спорный вопрос. Но все* благие намерения разбились об элементарное неумение или нежелание «хозяев» вести разговор культурно. Они почти сразу же подняли крик: «Уходите отсюда! Лезете, как фашисты! Захватчики!». И напрасно «гости» пытались объяснить свою позицию, показывали документы — их голоса немедленно перекрывались ещё более резкими выкриками.

А всё дело в том, что после довольно долгих обсуждений на основании заявления Главного управления по земельным ресурсам Омской области городская администрация выделила участок на территории СибНИИСХоза Омскому региональному отделению общества «Союз армян России» под строительство храма Святой богородицы. И так вышло, что место оказалось заветной поляной, где резвились в босоногом детстве нынешние сибниисхозовские ветераны и где теперь играют уже их внуки. Она достаточно просторная и покрыта дикорастущей травой. Часть, правда, не так давно заняла одна из телекомпаний, воздвигнув здесь свою вышку, но это местные жители как-то пережили.

Армяне, а их в Омске и области проживает сейчас около 50 000, не настаивали именно на этой территории. По сути, она даже и не очень-то для них удобна, поскольку находится в отдалении от центра. Но таково было решение местных властей. Они заказали проект церкви ереванским архитекторам, после тщательной проверки его утвердил верховный патриарх и католикос Армении. Строить решили из розового туфа, который будет доставлен из родной южной республики. Оформили практически все разрешительные документы, дали, как положено, объявление в газету, чтобы известить общественность и выслушать претензии, коли такие появятся.

Когда в СибНИИСХозе узнали об этом, гнев жителей микрорайона был страшен. Безусловно, местный КТОС по-хорошему надо было бы ввести в курс дела раньше, в самом начале, но никто этого не сделал. Активисты немедленно создали инициативную группу и начали борьбу. Один из них — Евгений Ковалёв — отправился в долгий путь по инстанциям, в адрес Леонида Полежаева направили письмо протеста с тремя сотнями подписей.

— Мы категорически против строительства храма, — говорит Ковалёв.

— Нам нужна поляна, а не армянская церковь, хоть и обещают построить даже фонтан, поставить фонари. Пусть ищут себе другое место.

В свою очередь руководитель армянского культурного центра Анаит Саркисян не менее горячо убеждает, что никакого скандала они не хотели и не ожидали. Он стал для них шоком. Особенно — учитывая, что исторически армяне — первые христиане, а построенный по всем правилам храм станет одной из архитектурных жемчужин Омска. И как же горько было на том собрании главному редактору русско-армянской газеты «Урарту» Мери Аветисян, которая намерена в декабре этого года выпустить документальную книгу «И протянул нам руку помощи Омск» — о том, как омичи участвовали в восстановительных работах в Армении после землетрясения в 1988 году.

Евгений Ковалёв возмущён грядущим уничтожением зелёной зоны, но будущий настоятель храма Святой Богородицы Араик Татоян обещает максимально сохранить её: в Армении, стране географически небольшой, традиционно строят компактные церкви. Да и территория эта не относится, как заявляет главный архитектор Омска Анатолий Тиль, к особо охраняемым и не имеет статуса парка.

Градостроительный совет большинством голосов утвердил проект. Но сибниисхозовцы на этом не успокоились. Евгений Ковалёв побывал у председателя городского совета Сергея Алексеева — и тот посулил ему поддержку. Армянская сторона находится в задумчивости настаивать на своём или отказаться от этого места и начинать всё сначала.

Подумать действительно есть о чём. Во-первых, затейся на поляне сооружение храма, вполне возможна вспышка «партизанской войны». Ведь некоторые сибниисхозовцы вполне серьезно заявляют: «У них — свой Бог, а у нас — свой». Во-вторых, и впрямь, стоит ли возводить столь, великолепный храм «на задворках»? Может, лучше подыскать ему место в центре, как предлагали некоторые члены градостроительного совета? И конфликт, грозящий приобрести нежелательную окраску, прекратится сам собой. Кстати, бабушки на том собрании говорили:

— Если б здесь православную церковь построили, так мы бы не возражали…

Значит, дело не только в поляне?