В сумраке цеха алый поток металла производит завораживающее впечатление. Одним наклоном шеститонный ковш выплескивает порцию горячей стали в меньшую емкость. Под дождем искр разливщик ловко поддерживает малый ковш (весом почти полтонны) и по транспортерной ленте направляет его в формовочный цех. Конвейер из контейнеров напоминает железнодорожный состав уменьшенных размеров. Каждой емкости достается свой глоток жгучего сплава. Вереница увозит груз на завершающую обработку и дальше по линии — на изготовление деталей. Тем временем сталевары готовят печь к следующей плавке.
Чтобы запустить первую из четырех печей металлургического комплекса Омского завода транспортного машиностроения, потребовалось 2,5 месяца и 30 млн. рублей. Для обеспечения высокого напряжения (температура плавки достигает 1600 градусов и продолжается 2 часа) оборудована новая трансформаторная подстанция. Действовавшая ранее печь восстановлена и оснащена японской автоматической системой управления. Два сталеплавильных цеха занимают 36 тысяч кв. метров. В прежнее время омский завод отгружал до 50 тысяч тонн литейной продукции в год. Со временем здесь намерены вернуть утраченные во время кризиса позиции. «Через два месяца запустим вторую печь. Это позволит изготавливать крупногабаритное литье по железнодорожной тематике, — поясняет заместитель директора ГУП «Омсктрансмаш» по металлургическому производству Александр Колесников. — В течение года выйдем на объем в 1600 тонн стали разных марок в месяц». Первые покупатели — омские энергетики. Как считает исполнительный директор ГУП «Омсктрансмаш» Николай Романов, прежние постоянные заказчики еще помнят высокое качество омского литья, что позволит быстро пополнить портфель новыми контрактами: «Литье востребовано в России — на железной дороге, в энергетике, тракторном производстве, добывающей промышленности. Это позволит заводу заработать средства. Через три месяца планируем выйти на безубыточный уровень — 800 тонн литья в месяц». В качестве потенциальных заказчиков называются также ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Горит не только сталь, расплавляясь в жаркой печи. Глаза вернувшихся к своему делу сталеваров тоже. «Дождаться не мог, когда закончатся восстановительные работы. Так и тянет тряхнуть стариной, руки соскучились по настоящей работе», — смеется Валерий Журин. Сталевар первой категории на заводе трудится 30 лет. Секреты технологии не выдает, считает, что мастерство приходит с годами и практическим опытом. «Вы не найдете здесь случайных людей, — говорит заместитель по технической части начальника цеха 102 Анатолий Шубин. — Работа горячая, условия сложные. Остались те, кто относится к работе по-настоящему. Пригласили не только специалистов старой закалки, но и молодых, которым предстоит еще многому научиться».
Восстановление сталелитейного комплекса ведется по программе интеграции омских и уральских предприятий в бронетанковый холдинг ОАО «НПК» «Уралвагонзавод». ГУП «Омсктрансмаш» вошел в вертикально интегрированную структуру в составе ФГУП «КБТМ» 29 августа прошлого года. Официально главным инвестором металлургического проекта выступает ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Но за ним вполне отчетливо просматривается «Уралвагонзавод», который является держателем контрольного пакета акций Челябинского тракторного. В планах уральцев направить еще 90 млн. рублей на полное восстановление сталелитейного комплекса и впоследствии развернуть на мощностях современный металлургический завод. По словам начальника управления оборонной промышленности, энергетики и связи Омской области Валерия Лося, в 2008 году гособоронзаказ на «Омсктрансмаше» вырос втрое, объем гражданской продукции увеличится в 14 раз, а к концу года процедура банкротства на омском танковом будет прекращена.