ОМСКИЕ ХУДОЖНИКИ ОТЧИТАЛИСЬ В МОСКВЕ

С 1 по 9 октября в Центральном доме художника работала юбилейная выставка «Художники Омского Прииртышья», посвящённая 75-летию Омской организации Союза художников России

Эта выставка, ставшая самой значительной для Омской организации СХ РФ за последние десятилетия, отражает реальную картину жизни одного из крупнейших творческих Союзов художников Сибири. В ней приняли участие 92 из 126 членов организации разных поколений, представивших основные жанры современного изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство (около 150 экспонатов). По-требность раскрыть внутренний мир чувств и образов, дать им художественное воплощение ощутима в творчестве ведущих представителей старшего поколения В. В. Ку-куйцева, Л. А. Зотиковой, Р. Ф. Черепанова, И. И. Жели-остова, Е. В. Смирновой, А. Ф. Краснопёрова, А. А. Чермошенцева, В. Л. Долгушина, В. И. Маслова, И. А. Санина, Г. Г. Пилипенко, М. И. Разумо-ва, А. А. Цымбала, А. А. Шакенова, К. Е. Гагишвили.

Основные идеи по-прежнему запечатлены в поэзии пейзажа, в раскрытии темы взаимодействия человека и природы. Несомненно, это играет большую роль в искусстве Сибири, где ведущим жанром является пейзаж, и на юбилейной выставке в лучших пейзажных работах раскрывается разнообразие живописных возможностей омичей, сохранивших тради-ции натурной живописи: Г. Баймуханова, Н. Кальницкого, Н. Молодцова, А. Усен-ко, А. Куроедова, В. Одринского.

Есть на выставке и станковая композиционная картина, заметно изменившаяся по темам и типу восприятия. В рамках единого образного пространства полотен таких ярких индивидуальностей, как Г. Кичигин, И. Короткое, С. Александров, С. Сочивко, М. Усова, синтезированы разные точки зрения. Однако новые тенденции отнюдь не исключают традиционных решений, с которыми мы встречаемся в творчестве мастеров старшего поколения.

Героем произведений многих живописцев и графиков Омска часто выступает родной город, а скульптуры А. Капралова и С. Норышева даже украшают улицы Омска. Стремление создать обобщенные и, вместе с тем, точные образы городских улиц и памятников архитектуры, осознать «связь времен» присущи А. Гурганову, В. Сафронову, С. Краморову и самым молодым членам союза — 3. Минеевой, А. Гуровой, О. Думской.

Разнообразие графических техник, поиски новых форм и средств выражения всегда отличали омичей на выставках различного уровня. Стремление к обобщенным, метафорическим образам сохранили мастера старшего поколения, обладающие ярким даром индивидуального зрения, — И. И. Желиостов, Г. С. Катилло-Ратмирова, А. А. Чермошенцев, А. В. Старцев, а продолжают молодые художники — Б. Миронов, В. Хрущ, А. Машанов, А. Савельева, О. Бондарева.

Свежесть, образная насыщенность и ассоциативность делают творчество омских акварелистов не только содержательным, но и масштабным явлением в современном российском искусстве. Это такие акварелисты, как Р. П.Камкина, И. А. Санин, А. М. Щикалёв, Д. И. Лыпарев и Е. В. Захарова.

Последние десятилетия стали временем расцвета омской пастели, традиции которой заложил самый известный омский художник А. Н. Либеров. В работах В. Л. Долгушина, А. С. Макарова, В. М. Сидорова, В. П. Белоусова, Г. Г. Олифирова романтическое переживание природы сочетается с ясностью форм, четкостью пространственных планов, вниманием к «веществу» предметного мира.

В современной творческой практике прослеживается желание создавать уникальные произведения прикладного искусства. В этом разделе выставки зритель увидит авторские концепции ювелиров А.Авдеенко, О. и В. Крышковцов, батик Т. Колточихиной, гобелен А. Патрахиной, керамику Н. Яковлевой и Т. Остаповой, резьбу по кости А. Синицких и Н. Кугаевской.

На примере Омской организации Союза художников России можно смело говорить об эволюции современного художественного процесса, о преемственности поколений, о перспективах развития искусства региона.