Эту новость омским СМИ сообщили 7 ноября на втором заседании антикризисной рабочей группы, созданной при Совете по экономическому развитию Омской области. 4 ноября состоялось первое заседание антикризисной группы, одним из решений которого, очевидно, и стала идея обсудить сложившуюся в регионе ситуацию с руководителями крупнейших омских банков.
Антикризисная работа развернулась во всех субъектах РФ. Видимо, в федеральном центре пришли к понима-ниютого, что исключительно денежными вливаниями иммунитет российской экономики к вирусу американской финансовой депрессии не укрепить. По-видимому, изначально логика была следующей. Коль экономика питается кредитными ресурсами, то, пополнив и некоторым образом застраховав от потерь банковский капитал, можно тем самым поддержать и все секторы. Однако кризис оказался отнюдь не поверхностным. И пока банки занимали выжидательную позицию, мягко говоря, осторожничая в выборе заемщиков и оберегая свою ликвидность, многие рынки начали сворачиваться.
Первыми «под раздачу» попали строительство, промышленность, торговля. То есть отрасли, которые развивались в основном за счет заемных ресурсов, и в новых условиях оказались без оборотных средств и наименее защищенными. Так, банки отказывали в выдаче кредитов строителям. У последних денег на завершение проектов нет, а значит, нет возможности продать построенное жилье и рассчитаться по взятым на себя обязательствам. По некоторым оценкам, в Омске заморожена каждая третья стройка, несколько строительных компаний близки к состоянию банкротства. Происходит это не только в Омской области. Понятно, что сработает принцип домино. Останавливаются стройки — без заказов остаются и заводы, выпускающие строительные материалы, металлургическая индустрия, другие предприятия, выполняющие поставки в этот сектор. Как точно заметил первый заместитель губернатора Омской области Евгений Вдовин, именно строительство может спровоцировать цепную реакцию, поскольку на каждое рабочее место в этой отрасли приходится до десяти в смежных отраслях. Поэтому, чтобы не допустить стагнации, важно сейчас выработать антикризисную программу.
Не менее важно, что обе стороны реально (без паникерского пессимизма, но и без розовых очков) смотрят на происходящее.
По мнению экспертов, мировой финансовый кризис в конечном счете приведет к реорганизации российского бизнеса — к необходимости выстраивать более эффективный менеджмент, оптимизировать структуру, сокращать издержки. И прежде всего очередная перестройка коснется регионального бизнеса, которому, ко всему прочему, предстоит выдержать жесткую конкуренцию с более крупными игроками федерального масштаба. Так что если не поддержать местное предпринимательство, то маленьких «проглотят» большие. В слиянии вообще нет ничего негативного. Все зависит от того, кто поглощает и кого. Если омичей, к примеру, «проглотят» москвичи, то понятно, что региональная казна полнее от этого не станет.
Власть и банкиры разговаривали за закрытыми дверями. Можно предполагать, что принятые решения оказались конструктивными. Ведь ни банкиры, ни власть не заинтересованы в ухудшении ситуации. Напротив, обе стороны довольно ясно выразили намерения содействовать повышению устойчивости экономики региона.