Он порадовал пришедших на пресс-коференцию журналистов новостью о том, что в нашем регионе реализуются самые современные программы на разных уровнях образования.
Школьников снабдят макинтошами
Министр сообщил, что Омская область входит в число 14 регионов страны по апробации стандартов второго поколения по обучению школьников. Результаты налицо — по итогам ЕГЭ в текущем году регион вышел на средний уровень, а по некоторым предметам — и на уровень выше среднего.
Он также занес в актив своего министерства и данные, которые сильно отличают Омскую область от других регионов. Если по стране идет тотальная нехватка молодых специалистов в школе и престиж профессии учителя находится не на самом высоком уровне, то в Омской области ситуация иная. В текущем году, заметил министр, более 700 молодых специалистов пришло в систему образования. В результате укомплектованность кадрами в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования составила 98%. По соцопросам министерства образования повышается и престиж работы в системе образования.
Александр СОЛОМАТИН похвастался и победами в национальных конкурсах. Омский автотранспортный колледж и училище № 58, участвуя в нац-проекте «Образование», выиграли гранты в размере 30 млн рублей. Училищу грант станет неплохим подспорьем для создания у себя центра металлообработки. Министр пояснил, что здесь учащиеся ПТУ сами будут делать компьютерные программы, моделировать и виртуально запускать «аналог станка в несколько десятков тысяч евро».
Министерство также стало обладателем трех федеральных грантов на общую сумму более 20 млн рублей. Александр СОЛОМАТИН отметил, что это позволит на базе общеобразовательных учреждений создать ресурсные центры, куда будут поставлены компьютеры «Макинтош» фирмы «Арр1е» на сумму 1.5 млн рублей.
Количество учителей сократится
Александр СОЛОМАТИН очень много внимания уделил новой отраслевой системе оплаты труда учителей, которая вводится в нашей стране с 1 июня 2009 года. Он сообщил, что в среднем по области в данный момент учителя получают зарплату 8.6 тысячи рублей, воспитатели детсадов — 4-5 тысяч. По его мнению, отраслевая система позволит увеличить эти показатели. Из областного бюджета в 2009 году на образование будет выделено 10 млрд рублей, из которых 60-65% средств будет потрачено на зарплату работникам образования. Правда, министр признал, что главным риском реализации отраслевой системы оплаты труда станет сокращение числа педагогов, так как очень много людей в системе образования работают не очень эффективно.
— С 1 января 2008 года новая система апробирована в 25 школах Омской области. В результате от 20 до 35% учителей этих школ получили зарплату, которая значительно выше обычной. При этом кого-то пришлось сократить, кому-то перераспределить нагрузку. В последние годы происходило снижение обучающихся в школах, а число педагогов оставалось практически прежним. Каждое образовательное учреждение теперь само будет принимать решение — стоит отказаться от кого-то из_ сотрудников или нет. По имеющейся информации массового сокращения учителей не будет, — заявил министр.
«Нам нужно наводить порядок в системе высшего образования»
Александр СОЛОМАТИН прокомментировал многочисленные заявления министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО о намерении сократить количество вузов в стране. По его словам, на территории Омской области работает рекордное количество негосударственных образовательных учреждений, филиалов и структурных подразделений иногородних вузов, количество которых доходит до 40. В то же время, отметил он, в регионе идет снижение рождаемости и, соответственно, сокращается число поступающих в вузы. В текущем году некоторые вузы даже не смогли осуществить набор на отдельные специальности. Все это, считает министр, ведет к снижению престижа и качества высшего образования.
— Говоря о качестве, нужно понимать, что будет с выпускником вуза после того, как он его окончит. Он просто нигде не сможет устроиться на работу. Многие специальности не востребованы на рынке труда. Когда абитуриент поступает в вуз, он не знает, что по полученной профессии в Омской области он никогда не трудоустроится, а мы это знаем. Но у вузов своя задача — сделать набор и выпустить специалистов. Нельзя это так оставлять. Поэтому я согласен с министром ФУРСЕНКО — нам нужно наводить порядок в системе высшего образования. Но ломать и закрывать сгоряча вузы не надо. В образовании вообще лучше не делать резких движений, — взволнованно сказал Александр СОЛОМАТИН.
Развивая тему, министр критически отнесся к массовому получению высшего образования. По его мнению, лучше выбрать среднее образование и учиться на высококачественных строителей, техников и механиков, которых сейчас не хватает на рынке туда, чем получать «некачественное высшее».
Кто такой бакалавр?
Скептически министр образования Омской области отнесся и к новой, двухуровневой, системе высшего образования, по которой с 2009 года в России студенты будут учиться на бакалавров и магистров.
— Я оцениваю эту модель осторожно. Если мы готовим бакалавров, то должна быть группа профессий в нашей жизни, которые соответствуют бакалавриату. Если мы готовим магистров, соответственно, должна быть работа и для них. Новая система оплаты труда, утвержденная в текущем году Министерством труда и соцразвития РФ, не предполагает такой классификации. И кто такой бакалавр? Как его идентифицировать с существующими группами профессий? — возмутился Александр СОЛОМАТИН.
По его мнению, федеральному центру необходимо незамедлительно принять нормативные документы, которые позволят понять, чему соответствует тот или иной уровень образования и где выпускник сможет работать. Пока же, посетовал министр, этого нет.