В начале нынешнего года жильцам домов, оказавшихся под крылом 000 «Управляющая компания «Жилищник-2», принесли квитанции с новыми тарифами на обслуживание квадратных метров. Обычное дело — платежи за жилкомуслуги ежегодно растут. И люди стали рассчитываться по новой цене, которая составила 7,36 рубля за метр. Народ не обратил внимания, что она на рубль с лишним превышает рекомендованный муниципальной властью тариф на эти услуги. У нас ведь как? Принесли квитанцию — значит, нужно платить.
В принципе, ничего противозаконного управляющая компания не совершила, поскольку в данном случае муниципалитет цену не устанавливает, а именно рекомендует. Она может быть и существенно выше. Но решение на сей счет принимается на общем собрании жильцов, после чего новый тариф становится частью договора.
Впрочем, пенсионерка Людмила Павловна Камынина поначалу всех этих тонкостей не знала — ее просто возмутило, что стоимость услуг «Жилищника-2» оказалась выше среднегородской. Людмила Павловна обратилась в антимонопольную службу. В процессе разбирательства выяснились любопытные вещи. Оказалось, что собственники дома, где проживает пенсионерка, путем заочного голосования (что допускается) сами приняли решение о введении тарифа в размере 7,36 рубля за квадратный метр. Есть и соответствующий протокол. Внимательно его изучив, Камынина обнаружила, что инициатором проведения собрания выступила женщина, которая ранее из дома выехала. Кроме того, в реестре стояли подписи граждан, к тому моменту, увы, умерших. В общем, выходило, что не принимали собственники жилья такой тариф. Во всяком случае, сама Людмила Павловна уж точно — никто ее о проведении собрания не извещал.
И пенсионерка подала иск в Центральный районный суд. С требованием признать тариф незаконным и компенсировать нанесенный моральный вред, который истица оценила в 100 тысяч рублей. Насчет суммы морального ущерба Людмила Павловна, конечно, погорячилась, но в главном оказалась права. Руководству управляющей компании не удалось представить суду доказательств, что собрание действительно проводилось. Аргумент, что тариф рассчитывался на основе необходимых для обслуживания дома затрат, Фемиду не убедил. Да, платежи должны обеспечивать поддержание жилья в надлежащем порядке, но тариф утверждают только его собственники. А управляющая компания вправе вносить на сей счет свои предложения.
В итоге суд признал установленные «Жилищником-2» тарифы на нынешний год недействительными. А вот что касается оценки моральных и физических страданий пенсионерки, то они, по мнению Фемиды, исчерпываются суммой в одну тысячу рублей.
Решение еще может быть обжаловано, но если все-таки вердикт вступит в законную силу, жильцы всех домов, которые обслуживает «Жилищник-2», смогут подать судебные иски с требованием вернуть переплаченные деньги. За целый год. Впрочем, практика показывает, что очень немногие наши граждане знают свои права, а тех, кто готов их отстаивать, вообще единицы. На это, видимо, и расчет.