С 1 января у омских кондукторов, помимо традиционной сумки появился еще и терминал — считывающее устройство, к которому надо привыкнуть и научиться правильно с ним работать.
К новому всегда привыкать трудно.
— У вас карточка? — такой вопрос часто звучит сегодня в транспорте.
— Нам еще не принесли, — отвечают пожилые люди, показывая удостоверения.
— Дайте вашу карту, выньте ее из удостоверения, — требует кондуктор.
— А нам объяснили, что это необязательно, — отвечает пассажирка, — вы можете сканировать и через корочку…
Справедливости ради надо отметить, что такие конфликтные ситуации возникают не так уж часто. В основном законопослушные граждане спокойно предъявляют электронные карты и удостоверения, кондукторы сканируют карты и выдают пассажирам билеты сиреневого цвета. Но, сетуют работники транспорта, уже есть случаи, когда люди пытаются проехать по чужим электронным картам — берут у своих родственников.
В Омской области льготники составляют четверть всего населения: только в Омске их 263 тысячи. Естественно, за месяц обеспечить всех льготников электронными проездными физически невозможно. Почтальонам в этом помогают социальные работники. Тем не менее большинство людей, имеющих право на льготу, уже знают, как пользоваться картой и для чего она необходима. В течение трех последних месяцев 2008 года средства массовой информации активно разъясняли горожанам смысл нововведения. Во всех видах пассажирского транспорта размещены памятки для пассажиров. Все 2243 кондуктора прошли обучение и готовы к работе в новых условиях. Если все же внештатная ситуация, связанная с использованием транспортной карты, возникает, о ней можно сообщить в департамент транспорта по телефону 24-10-08.
Реальную помощь окажут и специалисты министерства труда и социального развития Омской области.
— Проект это новый, — говорит первый заместитель министра труда и социального развития Омской области Александр Афанасьев, — поэтому могут возникать вопросы технического и организационного характера. Для того, чтобы пассажиры-льготники могли получить ответы на все волнующие вопросы, в нашем министерстве и во всех территориальных управлениях министерства с 1 по 10 января работала «горячая линия». В первый день на телефоны «горячей линии» поступило 87 обращений омичей, 2 января — 114, а 6 января — 208. Вопросы задавали самые разные. Почему не принесли карту, как ею пользоваться, как карту перепрограммировать, если льгота вовремя не оформлена? Были вопросы и о том, можно ли пользоваться электронной картой в электропоездах? На последний отвечу сразу: нельзя. Справочно- консультационная служба продолжает свою работу и сейчас, «горячая линия» будет работать без выходных. Повторю, проект новый, на первом этапе могут быть сбои, но пассажирам-льготникам волноваться не стоит. Карты получат все в ближайшие дни. А пока, до 1 февраля, те, кто еще не получил карту, могут ездить, предъявляя только документы о праве на льготу. Если вопросы все же возникают, можно обратиться к нам в министерство по телефону 24-87-68 либо в территориальные органы по месту жительства.