Пожизненное наказание

Бывшие руководители Омского отделения пенсионного фонда и Соцкомбанка за решетку не попали но, возможно, что возмещать материальный ущерб придется им всю жизнь

11 января 2001 года областной суд вынес приговор по делу бывшего управляющего Омским отделением пенсионного фонда РФ (ОО ПФ РФ) Игоря КАМЕНЕВА и экс-председателя правления Социально-коммерческого банка Александра КУЗНЕЦОВА. Ни тот, ни другой за решетку не сели. Один из-за истечения срока давности наказания, другой попал под амнистию. Однако возместить материальный ущерб, который исчисляется десятками миллионов рублей, подсудимым все-таки придется. Произойдет это или нет, покажет решение Верховного суда РФ, поскольку вердикт омской фемиды оба бывших руководителя намерены опротестовать.

Предыстория

Судебный процесс по делу КАМЕНЕВА-КУЗНЕЦОВА начался в мае 2000 года. Ему предшествовало следствие, которое длилось с 1997 года. Однако фамилии бывших управляющего ОО ПФ РФ и председателя правления Соцкомбанка зазвучали в негативном контексте еще в 1996 году, то есть еще до того, как под них начали «копать» служители облпрокуратуры.

Пенсионный фонд — государственная структура, созданная специально для аккумуляции страховых взносов предприятий-плательщиков для финансирования выплат пенсий и пособий, а также для контроля за расходованием этих средств. Почти сразу после образования ПФ, его несколько отделений (Кемеровское, Новосибирское, Омское и другие) учредили Омский социально-коммерческий банк. Тесная взаимосвязь вышеназванных структур в итоге и стала причиной судебного разбирательства.

Начиная где-то с 1994 года ситуация с выплатой пенсий в области осложнилась. В 1996 году, по свидетельству очевидцев, стало пенсионерам совсем туго и на помощь пришла обладминистрация, занявшаяся кредитованием Омского отделения пенсионного фонда. Тогда же поползли слухи, что виновниками несвоевременных выплат пенсий омичам являются тогдашние руководители Соцкомбанка и ОО ПФ РФ.

Летом 1996 года в областную прокуратуру поступили материалы проверки контрольно-ревизионного управления Минфина РФ по Омской области деятельности местного отделения ПФ и тесно взаимосвязанного с ним банка. С результатами проверки были знакомы и в обладминистрации. Там-то, видимо, и посчитали, что документы, подписанные главным контролером-ревизором ЭСТРИНЫМ являются достаточным основанием для дополнительной проверки следственными органами.

Однако дело в прокуратуру попало не сразу. Сначала Пенсионным фондом и банком занимался ОБЭП. Но, как сказал в интервью корреспонденту «Омской правды» (см. номер от 21 августа 1996 года) Владимир ЯЗЕ, занимавший тогда должность заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов облпрокуратуры, ОБЭП тогда отказался возбуждать уголовное дело против КУЗНЕЦОВА и КАМЕНЕВА. Тем не менее прокуратура имела право проанализировать отказные материалы из ОБЭП, чтобы или поставить точку, или же, наоборот, указать на «белые пятна» следствия и самим вплотную ими заняться.

В итоге прокуратура возбудила уголовное дело против Игоря КАМЕНЕВА и Александра КУЗНЕЦОВА. Результатом скрупулезного расследования стало обвинительное заключение, которое, говорят, по объему заняло 400 страниц рукописного текста.

Серьезный подход к делу

Как показали материалы следствия, Игорь КАМЕНЕВ с 1994-го по 1995-й годы, используя свое служебное положение, действуя как в интересах Соцкомбанка, так и в личных, стремился улучшить финансовое положение банка, а не Пенсионного фонда. Кроме того, КАМЕНЕВА обвинили в том, что он заключал с Соцкомбанком договоры на получение кредитов, которые должны были направляться на выплату пенсий. При этом следствие утверждает, что бывший руководитель ПФ лично распоряжался оплачивать проценты по кредитам из средств отделения ПФ, а не банка, как это якобы должно быть. В результате вышеозначенных махинаций, по мнению прокуратуры, было привлечено кредитов на общую сумму 97 миллионов 692 тысячи рублей (днмн.). Деньги эти, считает следствие, не были зачислены на счет ПФ, однако проценты в размере более 7 миллионов рублей были банком выплачены.

Это не все, что инкриминировалось Игорю КАМЕНЕВУ. Также его уличили в том, что ООО «Социальная помощь» (учредителем которого была жена КУЗНЕЦОВА) приобрело в январе 1995 года вексель Соцкомбанка на сумму 10 миллионов 200 тысяч рублей. В феврале этого же года банк вексель погасил. В итоге, операции, проводимые бывшим руководством отделения ПФ и банка привели, судя по результатам расследования, к тому, что в январе-феврале 1995 года Фонд недополучил от банка более 87 тысяч рублей, а отчисления самой финансовой структуры в фонд резервов ЦБ РФ были уменьшены в феврале-марте 1995 года на сумму более чем 2 миллиона рублей. Деньги, не дошедшие до Центробанка, использовались Соцкомбанком для своей коммерческой деятельности.

Александра КУЗНЕЦОВА обвинили в том, что он, используя свое служебное положение, с целью получения личной выгоды, без согласования с кем-либо выдал в общей сложности кредитов на сумму более 300 миллионов рублей. В частности, в материалах прокуратуры фигурируют следующие факты. Около 170 миллионов рублей в виде кредитов КУЗНЕЦОВ выдал «личным» или подконтрольным банку фирмам на убыточных для финансовой структуры условиях (под низкие проценты — от 0,1% до 80% годовых). Тогда как, к примеру, в 1995 году ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла от 200% до 160%, а в 1996-м — 160% — 148%. По данным следствия, в «личных» и подконтрольных фирмах значатся: ООО «Студия СТВ-3» и ряд других.

Итогом преступных действий, посчитали следственные органы, стало то, что с января 1994 года по март 1997-го недополученный доход Соцкомбанка составил более 32 миллионов рублей.

Пожалуй, нет смысла перечислять все то, что следствие «накопало» на бывших руководителей двух крупных организаций: для этого может не хватить даже номера газеты. Областной суд почти год разбирался в материалах прокуратуры и 11 января 2001 года вынес-таки приговор.

Игорь КАМЕНЕВ был признан виновным в причинении имущественного ущерба путем обмана и получил наказание в виде одного года лишения свободы. Однако от назначенного наказания был освобожден за истечением его срока давности.

Александр КУЗНЕЦОВ получил три года лишения свободы, но на основании Закона Госдумы «Об объявлении амнистии» от мая 2000 года был также освобожден от наказания.

Тем не менее, суд посчитал необходимым, чтобы подсудимые возместили материальный ущерб Омскому отделению ПФ и Соцкомбанку. Так, Игорь КАМЕНЕВ в пользу своего бывшего места работы (ныне он безработный) должен будет заплатить 7 миллионов 238 тысяч 497 рублей , а Александр КУЗНЕЦОВ — 19 миллионов 526 тысяч 464 рубля. Кроме того, экс-председатель правления банка и его бывший заместитель ПАНАМАРЧУК обязаны возместить Соцкомбанку ущерб на общую сумму 13 миллионов 516 тысяч 933 рубля и 98 копеек.

С решением суда не согласны

После окончания судебного заседания проходившие по делу отказались давать какие-либо комментарии. По неофициальным данным, все они не согласны с решением Омского областного суда, намерены опротестовать его в Верховном суде РФ, поскольку не считают себя виновными.

По мнению одного из подсудимых, дело изначально было надуманным, заказным, и то, что суд оправдал их практически по всем эпизодам, является тому наглядным подтверждением.

В свою очередь, прокуратура также не согласна с решением суда. Как сказала прокурор Елена ТЕБЕНЬКОВА, они намерены его опротестовать. Но несмотря на это, следствие удовлетворено тем, что КАМЕНЕВ и КУЗНЕЦОВ должны будут возмещать такие огромные суммы.