— Часа в два ночи я проснулась от какого-то странного гула, — говорит Альмира Батршина, пытаясь хоть как-то привести дом в порядок. — В нос ударил запах гнилой земли. Включила свет, разбудила маму — и тут из-под половиц хлынул кипяток. Мы как.были в пижамах и тапочках побежали на улицу. Я как-то ухитрилась проскочить, а маму потом увезли в больницу с ожогами третьей степени.
Альмира с мамой оказались пленниками кипящего, бурлящего потока. Забравшись на забор, так как воды в ограде было по колено, они кричали и звали на помощь. В темноте они не могли разобрать, что происходит, только слышали, что они не единственные, кто кричит. И только сосед Олег, до которого вода не дошла, помог им перелезть через забор и привёл к себе в дом.
Семиклассница из другого дома спасалась от ожогов, забравшись на крышу. Девочка почти час в одной пижаме просидела на морозе, пока тот же сосед не снял её.
В домах парило так, что и в сауну ходить не надо. Полы вздуты, в погребах — вода, электричества на момент приезда на место аварии корреспондента «Вашего ОРЕОЛА» утром в понедельник не было.
Ирина Дёмина пытается просушить документы, разложив их на столе.
— Картошка у меня в погребе сварилась. — сетует она. — Некоторые из соседей поуезжали, а я дом оставить не могу. Косяки, двери разбухли, не закрываются, стены дома разъехались, любой жулик пролезет.
Сбившись в кучки в сухих домах, народ звонил в различные аварийные службы.
— Около трёх часов приехал какой-то солидный мужчина, — вспоминает Ирина Дёмина. — Поглядел, записал что-то себе в блокнот и уехал. В полседьмого утра, в воскресенье, прибыли две машины, начали откачивать воду из домов. Только их ёмкости не хватило. Неужели на весь город всего две такие машины?!
В ту ночь в ожоговый центр врачами скорой помощи было доставлено шесть человек. Все с диагнозами — ожоги ступней второй-третьей степени.
В понедельник утром автор строк наблюдала, как на улицах Шебалдина и Съездонсюй полным ходом идут аварийные работы. Найти их руководителя так и не удалось. Зато удалось связаться с пресс-секретарём Омского филиала территориальной генерирующей компании № 11 Валерием Гашеевым.
— Около двух часов ночи первого марта приборы зафиксировали порыв теплотрассы, — пояснил он. -Оперативная ремонтная бригада немедленно выехала по адресу. Аварийный участок сразу же был отключен от подачи тепла. Понадобилось некоторое время, чтобы найти место порыва. Когда оно было обнаружено, начались аварийные работы.
— Но люди-то говорят, что на помощь к ним долго никто не приходил.
— Возможно, люди просто не видели аварийные подразделения. Ведь в первую очередь нужно было заняться аварийным участком, а потом уже началась откачка воды из домов.
По словам Валерия Гашеева, для расследования инцидента создана независимая комиссия, в которую войдут представители энергокомпании, государственных и надзирающих органов. Члены комиссии составят акты о нанесённом жителям ущербе, который будет возмещён за счёт компании.
— А сегодня, в понедельник, — добавил он, — созданы строительные бригады, которые окажут жильцам помощь в первоочередном ремонте.
Второго марта под вечер я позвонила одной из потерпевших. Электричество в доме включили, но пользоваться бытовыми электроприборами разрешили лишь через сутки…