ПО ЭТАПУ В КАНДАЛАХ

В Омской области любой сможет почувствовать себя ссыльнокаторжным

И нет никаких иносказаний в этой фразе: пятикилограммовые оковы на ноги и по Московско-Сибирскому тракту — звенеть арестантским железом, считать верстовые столбы, в зависимости от времени года — хрустеть снегом, поднимать пыль или месить распутицу…

Такой вот туристический экстрим придумали в Больших Уках. Идея рассказать посетителям о самой длинной сухопутной дороге в мире, проходящей и через их малую родину, возникла давно, а материализовалась три года назад. Тогда в помещении бывшего банно-прачечного комбината открылся музей Московско-Сибирского тракта. История его началась еще в XVI веке — тогда был проложен участок от Москвы до Тобольска. Потом приказом Анны Иоанновны о развитии почтовой службы согнали крестьян и насыпали еще 600 верст через Тару, до Томска и дальше.

За несколько веков десятки тысяч арестантов прошли здесь, направляясь к пунктам отбытия наказания — в Красноярский, Иркутский, Нерчинский остроги. Проехали через эти места почти все декабристы, одиннадцать декабристских жен. Не по своей воле посетили их ссыльные писатели Радищев, Чернышевский, Короленко… На экскурсии можно увидеть старинные карты, подлинные документы и вещи, осмотреть интерьер почтовой станции, где ямщики, добровольные и опальные путешественники останавливались передохнуть.

Однако классической экспозицией большеуковские музейщики ограничиваться не захотели. Дело в том, что в нетронутом виде — не запаханными и не закатанными в асфальт — сохранились примерно 18 километров старой дороги. Здесь, между деревней Форпост и селом Становка, и установили полосатые столбы. Любой экскурсант сможет почувствовать себя настоящим дореволюционным арестантом, надев музейный зипун и кандалы. Конечно, никто не предложит пройти в них все 20 положенных км (примерно такой была протяженность этапа — от станции до станции).

— По нашим разработкам, — поделился директор музея Евгений Зензин, — экскурсия по музею длится около двух часов. Затем выезд на тракт. Желающих разместим у местных жителей — на ночлег. Предлагается гостям трапеза в крестьянском стиле — картошка, соленые огурцы, квас, чаи на травах. Можем устроить ее и на природе…

Потребность в таком туризме есть. И не только потому, что в кризис среднестатистический россиянин уже «не потянет» турецкую Анталью или египетскую Хургаду. Интерес к нашей истории, быту, природе растет во всем мире. Евгений Петрович рассказал, что побывала в здешних местах международная экологическая экспедиция. Участники ее в один голос говорили о необходимости создания заповедника: мол, таких нетронутых болот в мире — раз два и обчелся. Обитает здесь редчайшая, занесенная в Красную книгу птичка — вертлявая камышовка…

Вот и «кандальными» разработками заинтересовались не только музейные работники из Тюкалинска, Тевриза, соседнего Новосибирского района. Звонил даже мэр города Владимира. Там своя арестантская дорога есть — Владимирская. А вот за советом, как на ней получше «деньги делать», градоначальник из Центральной России обратился в наши Большие Уки. В частности, откуда кандалы, подробно расспрашивал. И это «ноу-хау» Евгений Зензин в секрете не держит:

— Заржавевшие их фрагменты мы находили в районе тракта. По ним изготовили копии. Но интерес к нашему музею растет: договариваемся с местными кузнецами, чтобы сковали еще несколько комплектов. Так что кандалов на всех хватит.