НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Повышение стоимости проезда в общественном транспорте первым делом ударит по муниципальным предприятиям

Не так давно в РЭК Омской области поступило предложение об увеличении тарифов на проезд в общественном транспорте. В том числе и в маршрутках. Насколько мне известно, с таким предложением вышли в комиссию городские власти. В муниципальном транспорте планку намечается поднять до 12 рублей, для частников — до 15. Возможность высказать свою позицию по этому поводу была предоставлена и нашему профсоюзу автоперевозчиков «Ямщик». Кстати, то, что РЭК решила обсудить чрезвычайно важный и острый вопрос с заинтересованными сторонами, уже является плюсом.

Мотив, заставляющий повышать тарифы, в общем-то, очевиден: муниципальные транспортные предприятия находятся в плачевном финансовом положении. Судя по всему, налаженный в Омске с помощью электронных карт учет количества поездок льготников еще более сократит объем доходов. А денег на покрытие убытков у города нет.

Понятно, что нельзя поднять стоимость билетов в автобусах и троллейбусах, оставив на прежнем уровне тарифы для частников. Расчет, очевидно, строится на том, что людям покажется дорого ездить за 15 рублей в маршрутках, и они пересядут в общественный транспорт.

С нашей точки зрения, предлагаемые меры являются неразумными, вредными, и их реализация прежде всего ударит по самим муниципальным пассажирским предприятиям. Почему? Давайте разбираться.

Нормальная рентабельность работы маршрутки сегодня обеспечивается тарифом в 9 рублей. При стоимости поездки в 11 рублей маршрутное такси становится высокорентабельным. Поскольку РЭК определяет только предельную верхнюю планку тарифа, у владельцев «Газелей» появится возможность поиграть с ценой, устанавливая ее на выгодном для себя уровне. Для успешной конкуренции с муниципальным транспортом совсем не обязательно задирать тариф до 15 рублей — вполне хватит тех же 12. Таким образом, дополнительные финансовые вливания будуг сделаны не в городские пассажирские предприятия, а в частника, у которого увеличится поток клиентов и объем доходов.

Куда пойдет часть этих дополнительных доходов, предсказать несложно: на взятки сотрудникам ГИБДД и чиновникам. Легкие деньги, безусловно, повысят коррупционность сферы пассажирских перевозок.

О том, что увеличение тарифов приведет к росту социальной напряженности в Омске, и говорить излишне. В условиях тяжелого экономического кризиса мера, прямо скажем, далеко не самая благоразумная.

На мой взгляд, реальную поддержку муниципальному транспорту, как это ни парадоксально звучит, могли бы оказать действия прямо противоположного характера — снижение верхней планки тарифов для маршруток до 9 рублей.

Оснований для такого шага достаточно Во-перных, в последние месяцы резко снизились цены на горючее. Во-вторых, в условиях кризиса значительно сократились доходы омичей. В-третьих, рентабельность маршруток высока. К примеру, «Газели» окупаются за полтора-два года, тогда как муниципальные автобусы — за семь-восемь лет.

Да, доходность частного бизнеса несколько снизится. Сегодня наемный водитель ежедневно отдает владельцу машины от 900 до 1300 рублей в день, плюс для себя зарабатывает порядка 1500-2000 рублей. При тарифе в 9 рублей эти цифры скорректируются, но не смертельно — ниже пределов нормальной рентабельности пассажирские перевозки не упадут.

Другое дело, что владельцы «Газелей» уже не смогут платить «черным налом» по пять-шесть тысяч в месяц так называемым хозяевам маршрутов — за право работать на линии. Просто не из чего будет платить.

Понятно, что лишившийся сверх доходов бизнес для кого — то утратит свою привлекательностъ, зато рынок пассажирских перевозок станет более цивилизованным и прозрачным, И количество «Газелей» на улицах города уменьшится — само, без всяких сомнительных с точки зрения закона спецопераций чиновников.

Соответственно, в более выгодном положении окажется муниципальный транспорт, который не в состоянии конкурировать с высокорентабельным частником. Ограничение с помощью тарифов нормы прибыли последнего в какой-то степени уравняет условия конкурентной борьбы. Все-таки при одинаковой цене возить пассажиров во вместительном автобусе выгоднее, нежели в маломерной «Газели». Тогда как одновременное увеличение тарифов приведет к тому, что у предпринимателей вырастут доходы, а у муниципального транспорта — убытки. Зависимость здесь совершенно прямая: чем выше норма прибыли у частника, тем меньше шансов выжить у муниципального транспорта. И никакими драконовскими административными мерами эту зависимость не сломаешь. Может, хватит наступать на одни и те же грабли?