ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ: МОЖЕТ БЫТЬ, КОГДА-НИБУДЬ Я ДОСТИГНУ ТАКОГО УРОВНЯ БЛАГОНРАВНОСТИ, ЧТО ДЛЯ МЕНЯ И КОНЦЕРТ БУДЕТ ИГРАТЬ ЗАПАДЛО»

ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ: МОЖЕТ БЫТЬ, КОГДА-НИБУДЬ Я ДОСТИГНУ ТАКОГО УРОВНЯ БЛАГОНРАВНОСТИ, ЧТО ДЛЯ МЕНЯ И КОНЦЕРТ БУДЕТ ИГРАТЬ ЗАПАДЛО»

«Наутилус Помпилиус» не просто звезда отечественного рока. Это настоящая комета, которая вспыхивает в маленьких, по столичным меркам, городах раз в двадцать лет. Все думали, что он уплыл навсегда. Но в конце марта этот таинственный подводный агрегат всплыл в Омске, и его обитатели поведали нам о своей подводной жизни. Что происходит, «пока «Титаник» плывет», о чем думается, когда «кислорода не хватит на двоих», и куда летит «одинокая птица». А также пообещали, что все мы когда-нибудь будем «жить в маленькой хижине на берегу очень дикой реки». И может быть, автор даже имел в виду именно Иртыш...

Удивительно, но Бутусов снова взялся за старое и вместе с группой «Ю-Питер» решил совершить настоящий подвиг: отдать дань уважения группе, которая сделала его тем, кем он является сейчас. Двадцать пять лет легендарной команде — это вам не шуточки. Но всё без лишнего пафоса. Всё с чувством и расстановкой, автографами и фото на память. А еще оказалось, что лидер группы Вячеслав Бутусов хорошо помнит наш город, потому как он был чуть ли не первым в его гастрольной деятельности, и посему секретов от омичей у него почти нет.

О РАБОТЕ

Несмотря на то что Бутусов не любит концерты, а сейчас у него 70 городов в туре, артист чувствует себя нормально. Дело привычки, считает он. Точно так же он привык к тому, что «НАУ» постоянно сравнивают с другими группами. И к тому, что, по мнению большинства, рок-музыканты употребляют наркотики и пьют. «Бывает такая взаимосвязь: чем больше пьешь, тем больше наркотиков хочется. Но рокеры чем хороши: они люди откровенные и ничего не скрывают», — отшучивается он. Позднее оказывается, что это вовсе не шутки и Бутусов действительно ничего не скрывает.

— Вячеслав, Андрей Матвеев, организатор фестиваля «Нашествие», сказал недавно в одном из интервью, что с 2006 по 2008 годы не было новых имен. Как вы думаете, русский рок мертв или у него еще есть какие-то перспективы?

— Да нет, он жив до тех пор, пока он жив в моей памяти. Конечно, грустно будет, если я умру и вместе со мной умрет то представление, о котором мы говорим.

— А есть какие-то новые имена для вас?

— Да, я с этим столкнулся, когда мы готовили трибьютный альбом (трибьют — сборник произведений группы или автора, записанных разными музыкантами в знак уважения. — Ред.) к юбилею «Наутилуса» и мне пришлось прослушать около 300 предварительно отобранных песен молодых исполнителей. Они совершенно точно есть. Их нет, может быть, в поле зрения «Нашего радио» (радио, которое крутит только рок), но у этой радиостанции проблемы начались тогда, когда там начали появляться такие коллективы, как «Звери». Здесь палец в рот лукавому не клади.

— Многие сейчас говорят, что мы прошли круг и вернулись обратно. Есть ли социальные предпосылки для того, чтобы возродилась контркультура ?

— Все, может быть, и повторяется по кругу, но несколько иначе. Даже в кулинарии невозможно сварить один и тот же борщ. Тут пророчествовать я не берусь. Пророков уже где-то 2000 лет не было на Земле. Так что и я не осмелюсь. Конечно, нагнетание обстоятельств, таких как экономический кризис, всегда вызывает больший интерес к культуре, и все ждут определенной реакции. Раз экономисты дали маху, значит, кто-то должен заполнить эту нишу. Но это обывательский подход. Хотя если резюмировать все вышесказанное по этому вопросу, я согласен: мир мельчает.

Хотите секретов и откровений? Пожалуйста. Так, например, раскрылся секрет «бэк-вокалистки» Аллы Пугачевой, которая пела на заднем плане в песне «Доктор твоего тела». Правда, эта информация не указана на диске. Выяснилось, что дива непроизвольно принимала участие в записи и не знала, что она записана. Это происходило у нее в студии, и в тот момент, когда она показывала Бутусову, как нужно петь, звукооператор ее записал. Этот вариант потом вошел в пластинку.

О БЫЛОМ

Думаете, что Слава Бутусов был когда-то настоящим пай-мальчиком? «Большую часть времени в институте я посвящал разгильдяйству, как и вся молодежь», — признается «Тутанхамон русского рока». — Вы думаете, что мы только учились и репетировали, что ли? Нет, это занимало 10% нашего свободного времени». При этом он успевал всё. Может, потому, что у него отменная память?

— Помните ваш концерт в 1988 году в Омске, когда вы были у нас в последний раз?

— В 88-м мы приехали, если не ошибаюсь, с группой «Машина времени» и были «на разогреве». Это был наш первый гастрольный тур от организации под названием «Росконцерт». Еще помню, что выступали во дворце спорта под названием «Иртыш». Аппаратуры было много по тем временам. Такую тогда могли позволить себе только «Машина времени», Алла Пугачева и Кобзон. Еще я могу рассказать, как меня лечили в Омске, но это уже интимная история.

— Вы помните, как стали популярны?

— Точно не скажу, но я точно помню, е что люди стали смотреть на меня как-то по-другому. Общественное мнение с — это такая штука, которая может изменить мнение о тебе даже у близких. Эта у волна долетела до Москвы, вернулась обратно и сказала: «Уделите внимание этому молодому человеку!». И провинция подчинилась.

О ЛИЧНОМ

О личном Бутусов, по его словам, о рассказывать не умеет. Правда, при- знается, что самая большая радость в жизни — это дети. Но о них хорошо умеет рассказывать только жена. У детей есть свои интересы: они рисуют, играют, танцуют, поют. И для них Вячеслав Бутусов — всего лишь папа. «Я не обсуждаю с ними свое творчество. В последний раз проводил политинформацию в отделе метро, когда был комсоргом, и мне, как отцу, стыдно привлекать их к обсуждению «производственных» вопросов», — говорит он. Но сказать, что он совсем их не воспитывает и чрезвычайно мягок с ними, — нельзя. «Я ограничиваю детей. Например, запрещаю курить, То есть я сначала пытаюсь объяснить, что этого не надо делать, а потом пытаюсь запрещать. Но и запретить я тоже не в силах. Я сам не курю. Курил 20 лет «за компанию», — делится опытом многодетный отец.

В быту Бутусов проявляет себя как настоящий архитектор (коим является по образованию). «Когда я, например, начинаю мыть посуду на кухне, то прежде всего делаю конструкцию не атектоничную (то есть способную упасть в любой момент), а тектоничную (пирамидальную), чтобы она стояла крепко. А затем целая наука поставить тарелки в шкаф», — «конструирует» он.

Конечно, у музыканта принято спрашивать о любимой музыке. Вполне предсказуемо, что сам себя Бутусов утомляет. А если ему хочется послушать что-нибудь громко, то он поставит «Led Zeppelin» или «Beatles».

Но, наверное, самое личное для него — это смерть автора многих текстов «НАУ» Ильи Кормильцева, с которым он, будучи совсем недалеко, в Швейцарии (Илья умер в Лондоне), так и не попрощался. Почему так вышло? Оказалось, что Бутусов делал отчаянные попытки оформить британскую визу и к этому процессу тщетно прилагали усилия многие известные люди, включая Питера Гэбриэла, которые подписали письмо с просьбой об открытии британской визы для Вячеслава.

Еще о личном? Бутусов человек верующий. Но, как говорится, без фанатизма.

— Есть ли какие-то вещи, которым вы хотите научиться в этой жизни?

— Конечно. Ну так, чтобы не перечислять, ничего не забыть и не перепутать, хочу сказать, что путь к совершенству — бесконечен, так что нужно сначала достичь этого уровня, а потом все потихоньку доводить до ума. Я целенаправленно двигаюсь к вечной жизни.

— Чем подпитываетесь перед выходом на сцену?

— Я подпитываюсь святым духом.

— Сейчас идет пост. Не думаете, что совершаете грех, отправившись в концертный тур?

— Я задумывался над этим вопросом, но я просто играю концерты, и все. Пост предполагает воздержание, а я на концертах чего-то более страшного, чем в своей грешной жизни, не делаю. Есть такие области, в которых мне действительно стоит воздержаться. Может быть, когда-нибудь я достигну такого уровня благонравности, что для меня и концерт играть будет западло.

— За 25 творческих лет что изменилось и как вы сейчас видите нынешнюю жизнь?

— В целом, по-моему, ничего не изменилось. Я пришел к выводу, что человечество нельзя даже назвать упорным. Но есть какой-то момент, который мы никак не можем осознать. Видимо, просто зреем. Когда созреем, тогда произойдет качественный скачок в истории. А творчество тоже связано с этим процессом. Либо ты делаешь сверхусилие, либо ты должен заниматься семьей, работой…

— А вам удается это совмещать?

— Нет. И мне не то чтобы времени не хватает, мне не хватает усердия, трудолюбия.

— А как же самое сокровенное и интимное: отношения с вечной возлюбленной — Музой?

— Да, случалось, что она меня покидала. Но муза — это же условное понятие. То есть мы отдаляемся каким-то образом от этого состояния. Небо стоит на месте, и мы либо зарываемся в землю и не видим его, либо приближаемся к нему. Это от нас зависит.