« Колчак айришпаб» —это же звездец какой-то», -было первым, что изрек об Омске во время прогулки фотографический гений Александр СЛЮСАРЕВ, и продолжил: «Вообще Омск город для застройки хороший, не то что Москва с ее испоганенными двориками — жупелом Лужкова, у вас другое дело, талантливая архитектура, неталантливая архитектура — все одинаковое, строй как хочешь». В городах СЛЮСАРЕВ знает толк. Но приехал он в Омск не для выступления на градостроительном совете, а для того, чтобы дать мастер-класс группе фотографов, алчущих живого общения с самим мастером и его работами. Общались фотографы с классиком метафизической фотографии два дня и к метафизике реальности где-то прикоснулись.
Метафизиком в фотографии СЛЮСАРЕВ себя называет с одной лишь целью — не дать шанса зрителю пойти по ложному пути восприятия его творчества. Метафизика и сюрреализм на русский язык переводятся одинаково, но на сюр наросло слишком много мифов. СЛЮСАРЕВ — это сюрреалист, но особого склада, он словно не сам занят высвобождением подсознания, а считывает коллективное бессознательное, превращая его в реальный структурированный фотографический текст. К словам СЛЮСАРЕВ относится иронично. Говорящий фотограф — это не его метод. Возможно, это следствие профессии: СЛЮСАРЕВ — переводчик с итальянского, который уже почти ничего профессионально не переводит. Из профессии СЛЮСАРЕВ ушел двадцать лет назад, решив для себя, что если этого не сделать, посвятить себя целиком фотографии не удастся.
Сейчас работы СЛЮСАРЕВА продают несколько столичных галерей. Один отпечаток — шестьсот евро. Но на заказ СЛЮСАРЕВ не работает. «Газетчик или еще кто-нибудь, работающий на хозяина, должен как-то соответствовать чему-то, угождать начальству, я этого не хочу, приглашают меня иногда журналы что-нибудь снять, я иногда соглашаюсь, приезжаю на съемку и думаю: кому все это надо, если не надо мне, и зрителям тоже не надо, разве двум выдумщикам из издания. И еду обратно», — делится своим опытом коммерческого фотографа СЛЮСАРЕВ. Стоящий вне бурного потока профессиональной фотосуеты СЛЮСАРЕВ имеет преимущественное положение, создавая новые формы и медитативные смыслы. В переводе на рациональный язык это означает более полусотни музеев в мире, которые приобрели фотографии СЛЮСАРЕВА, и высокую стартовую стоимость новых работ мастера в галерейном пространстве.
А Омск СЛЮСАРЕВУ понравился. Когда за ужином после мастер-класса кто-то из участников спросил маэстро, какие у него впечатления о городе, СЛЮСАРЕВ ответил: «Я скажу сейчас не то, что вы от меня ждете. Омск — это город, где есть люди, которые влюблены в фотографию, значит, это хороший город».