Спросите любого омича, какой город носит гордое звание третьей столицы России, и вы получите ответ, что это, конечно же, Омск. Столицей его провозгласили при адмирале Колчаке -во времена Гражданской войны. Так сказать, исторический факт.
И вдруг на днях из сообщений центральных СМИ выяснилось, что ожесточенную борьбу за право обладать почетным титулом давно уже вели между собою Казань и Нижний Новгород. Победу одержали власти Татарии: Казань официально зарегистрировала на себя в Роспатенте бренд «Третья столица». Основание? Оказывается, в процессе празднования тысячелетия города (2005 год) третьей столицей Казань назвал Владимир Путин. Не исключено, что это был просто юбилейный комплимент, но в Татарстане из него извлекли большую пользу.
В свою очередь, нижегородские власти в борьбе за бренд оперировали другим историческим фактом: во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества. Но ведь Омск-то называли столицей не в седой древности, а в двадцатом веке!
Впрочем, для патентной службы убедительность исторических доводов вряд ли имела существенное значение, поскольку Казань победила на том основании, что подала заявку в Роспатент на несколько дней раньше конкурента.
Пока сложно сказать, какое практическое значение может иметь регистрация товарного знака «Третья столица» для Татарстана, но наверняка какое-нибудь применение найдется. К примеру, бренд можно использовать на различных международных выставках и презентациях, для развития туристического бизнеса, формирования имиджа региона в целом.
Получается, что Омск может теперь именовать себя третьей столицей только потихоньку, неофициально, чтобы не нарваться на серьезные финансовые санкции. Кстати, возникает вопрос и по поводу муниципальной газеты «Третья столица». Не придется ли платить Казани за использование принадлежащей ей торговой марки? Вопрос, заметим, отнюдь не праздный — помнится, нас уже пытались заставить раскошелиться за название волейбольной команды «Спартак».
Любопытно отметить, что нижегородцы, проигравшие борьбу за право именоваться третьей столицей России, немедленно зарегистрировали другой товарный знак — «Столица Поволжья». Очевидно, полагая, что великая русская река Волга вполне способна сыграть положительную роль в формировании имиджа Нижегородской земли.
Может, и нам стоит поторопиться, пока еще не все почетные звания расхватаны? Например, официально застолбить Омском хотя бы бренд «Столица Сибири» — ведь умыкнет его кто-нибудь из расторопных соседей. Так и останется наш город столицей одной единственной области…