В Омске вышла книга исторических очерков «Музыкальная элита старого Омска». Ее автор — известный омский ученый, заслуженный работник культуры РФ, завкафедрой хорового дирижирования факультета культуры и искусств ОмГУ Михаил Белокрыс. Тираж книги пока невелик — 300 экземпляров.
Алябьев, Буланже, Гроверс, Пантофель-Нечецкая, скрипачи Кононовы. Имена этих и многих других людей составляют музыкальную историю Омска. На страницах новой книги они предстают не в сухих исторических справках, а в увлекательных рассказах. Личное отношение автора к своим героям ничуть не мешает исторической объективности.
— В последнее время в культурологии набирает силу так называемый антропологический подход, когда центром исследования становится живой человек, — говорит Михаил Алексеевич. — Мы рассматриваем сегодня многие события не через призму политической жизни, а через судьбу человека. Потому что, как еще говорят: «Поскреби любое событие, и ты увидишь там конкретных людей, которые его сделали». Вот я и постарался воплотить этот метод в своих очерках, которые сейчас увидели свет.
Автор энциклопедического издания признается, что толчок к его созданию дала… обида. Как-то резануло, что в трудах многих, даже самых уважаемых историков, Омск XVIII — XIX вв. предстает как гадкий грязный городишко, где царит запустение. И Ветропыльском его называли, и Ветродуйском — ни одного доброго слова. Когда Михаил Алексеевич начал знакомиться с подлинными документами, контраст поразил. В XVIII веке, например, Омск был первым городом Сибири, где возник любительский оперный театр. А в начале XIX века здесь появился казачий симфонический оркестр, ставший носителем высокой музыкальной культуры. В нем были уникальные пианисты, скрипачи — целые семьи.
Конечно, в своих научных поисках Михаилу Белокрысу пришлось перелопатить архивы Омска, Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Томска, Красноярска, Центральный архив РФ в Москве, Государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Было много личного общения с потомками омских музыкантов. Работа была проведена колоссальная. И теперь перед нами предстает панорама музыкальной жизни Омска. Уникальное энциклопедическое издание будет, безусловно, полезно и краеведам, и историкам, и музыкантам, и всем тем, кто просто любит свой город. Книга «Музыкальная элита старого Омска» скоро поступит во все муниципальные библиотеки. А так как культурная жизнь в Омске не останавливалась ни в советский, ни в постсоветский период, у автора книги есть большой творческий простор для дальнейших изысканий.