Финансирование производства, продукция которого не продается, признано нецелесообразным. Более того, другой приказ упраздняет авиационный научно-производственный комплекс и дирекцию программ по авиационной тематике и на самом ГКНПЦ.
Сколько продано АН-3 за последние три года, с ходу «КБ» не смог сказать никто из специалистов, но все сходятся в одном — не больше двух-трех. В 2005 году был подписан договор между департаментом гражданской авиации Казахстана, «Полетом» и компанией «ЮСОН» о поставке шести АН-3. «ЮСОН» заключил с «Полетом» дилерский договор, согласно которому получил преимущественное право продавать АН-3 в Казахстане и Средней Азии и оплатил изготовление. Однако вскоре Казахстан передумал, благо оговоренные сроки поставки оказались нарушенными. Четыре самолета до сих пор стоят в цеху предприятия недоукомплектованными, так как «ЮСОН», создавший для продвижения «кукурузников» специальную компанию «МирАвиа», так и не смог их продать. А «Полет» подал иск на бывшего своего партнера, требуя возместить затраты по хранению недокомплекта на своей территории, и суд выиграл суд выиграл.
На протяжении ряда лет руководитель «ЮСОНА» Василий ЦОЙ не раз сообщал в СМИ о возможных заказчиках из Монголии, Южной Африки и Латинской Америки. Однако каждый раз энтузиазм потенциальных покупателей спотыкался о цену изделия: от 1,5 до 1,9 млн долларов. При том что аналогичного класса, но более качественный американский Cessna Grand Caravan стоит дешевле. В январе 2008 года на импровизированной выставке продукции омских оборонных предприятий даже первый вице-премьер Сергей ИВАНОВ в ответ на просьбы помочь с заказами так и заявил: «АН-3 почти никто не покупает, потому что он дорогой, неэффективный». В феврале текущего года генеральный директор ПО «Полет» Григорий МУРАХОВСКИЙ попробовал переговорить о заказах с главой МЧС Сергеем ШОЙГУ, но и тот заявил, что уже приобретенные ведомством АН-3 не оправдали надежд, а значит, вопрос закрыт.
АН-3 получил сертификат типа в 2000 году, работы на «Полете» по его изготовлению начались несколько раньше, и вот теперь десятилетняя эпопея омского «кукурузника» завершилась провалом. У ГКНПЦ им. Хруничева грандиозные планы в космической отрасли, связанные с будущими ракетой-носителем «Ангара» и «Протоном» — дай бог на имеющихся площадях справиться с этими объемами. Малодоходное и трудоемкое авиационное направление сегодня Космическому центру неинтересно. Поэтому в Москве прекратили даже собственные разработки по самолету Т-411 «Аист». Как официально сообщил «КВ» руководитель пресс-службы ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Александр БОБРЕНЕВ: «В связи с мировым финансовым кризисом приказом генерального директора Космического центра принято решение об упразднении авиационного научно-производственного комплекса и дирекции программ по авиационной тематике. Это относится и к московской площадке, и к омской». Он заметил, правда, что в случае появления заказчиков производство может и возобновиться.
На ВТТВ-Омск-2009 самолет АН-3, как продукция ПО «Полет», будет, наверное, представлен в последний раз. К «Континенту-2» подвезут тот самый «кукурузник», который побывал на Южном полюсе. Как заявил Григорий МУРАХОВСКИЙ, каждый желающий сможет побывать в кабине пилота и покрутить штурвал. Возможно, этот самолет останется здесь уже надолго, как памятник. Об этом в конце 2008 года заявил на пресс-конференции Леонид ПОЛЕЖАЕВ: «Рядом с рекламно-выставочным центром мы поставим АН-3, который был на Южном полюсе. Назовите мне хотя бы один одномоторный самолет, который был на Южном полюсе? Не было такого. Был только омский АН-3. Заслуживает увековечения этот самолет? Да. Это дело рук наших конструкторов, техников, строителей, пилотов. Наконец, это история омской авиации». И действительно, похоже, амбициозный проект АН-3 уходит в историю. Туда, где уже находятся транспортный самолет АН-70 и многоцелевой АН-74, из планов по производству которых в Омске тоже ничего не вышло.