Поарендили и хватит

С 1 февраля городской общественный транспорт в полном составе вернется в прежнее муниципальное русло, исчезнут с маршрутов арендные автобусы, столь ненавистные омским льготникам

Это стало возможным благодаря договоренности между областными и городскими властями, достигнутой 11 января на совещании у первого заместителя губернатора Андрея ГОЛУШКО. Согласно протоколу совещания, который подписали от области Андрей ГОЛУШКО и вице-губернатор Виктор МАХНЕВ, от города и.о. главы городского самоуправления Александр СТЕРЛЯГОВ и начальник управления транспорта Анатолий БОРИСОВ, администрация города Омска с 1 февраля переводит весь парк муниципального пассажирского транспорта в обычный режим работы с предоставлением в полном объеме льгот всем категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. За последние три года транспортники не раз пытались уйти от перевозки нефинансируемых льготников: сначала появились самоокупаемые автобусы, потом коммерческие и, наконец, арендные. Транспортники пытались восстановить здравый смысл и доказать, что льготы без финансирования не имеют права на существование.

Что же заставило транспортников отказаться от арендных автобусов? Неужели льготный проезд пообещали компенсировать в полном объеме? Отнюдь, ибо, как следует из протокола совещания, администрация Омской области гарантирует выделение денежными средствами 100 млн. рублей управлению транспорта на покрытие убытков по предоставлению льгот согласно федеральным Законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ». А за остальных льготников — милиционеров, военнослужащих, судей, прокуроров и прочих силовиков — как никто не платил, так и не будет.

В областном бюджете на этот год заложено 178 млн. рублей на компенсацию льгот, в том числе и городскому транспорту. Теперь хоть есть ясность, сколько же именно получат транспортники из общей суммы. Кроме того, согласно протоколу совещания, администрации Омской области и города Омска предоставляют управлению транспорта налоговый кредит по недоимкам 2000 года в областной, городской бюджеты и территориальный дорожный фонд и будущим налоговым платежам 2001 года. Также областная администрация в течение первого полугодия обязуется определить дополнительный источник выделения средств управлению транспорта в сумме 62 млн. рублей на погашение кредита за автобусы «Кароса».

За время войны двух ветвей власти с экранов областных телеканалов и страниц областных газет на транспортников обрушивались потоки грязи и критики. Причем всем было как бы невдомек, что плохая работа городского транспорта вызвана хроническим недофинансированием льготного проезда со стороны областных властей. Однако теперь конфронтация, хочется верить, осталась в прошлом, а областная администрация обязуется совместно с Сибнефтью принять меры по урегулированию вопросов цен на горюче-смазочные материалы, а с Омскэнерго — на электроэнергию для управления транспорта.

Последний пункт соглашения гласит, что «в случае повышения цен на энергоносители администрация Омской области рассматривает механизм возмещения дополнительных расходов». Если область выполнит взятые обязательства, Сибнефть снизит цены на ГСМ для транспортников на 10-15%, а Омскэнерго не будет ограничивать энергопотребление городского электротранспорта, то, вне сомнения, какое-то время общественный транспорт по омским улицам будет ходить лучше. Во всяком случае, до выборов мэра. А вот потом, когда кончатся выделенные деньги и неминуемо возрастут цены на ГСМ, снова придется садиться за стол переговоров и искать компромисс.

Арендные автобусы с 1 января стали облагаться налогом на вмененный доход, поскольку работают они в режиме маршрутных такси. К тому же Законодательное собрание утвердило высокие поправочные коэффициенты для маршрутных такси большой вместимости, так что использовать «Каросы» и «Мерседесы» в качестве арендных автобусов при нынешней ставке вообще стало экономически невыгодно. Поэтому управление транспорта с легкостью согласилось на отмену аренды.

Как сказал начальник управления транспорта Анатолий БОРИСОВ, не все в работе общественного транспорта зависит только от денег. Предстоит провести немало переговоров с ГИБДД, Российской транспортной инспекцией о взаимодействии. С 1 февраля движение городского транспорта будет заканчиваться не в 22.00, как сейчас, а в 23.00, как было осенью. А ближе к лету транспортники обещают продлить движение транспорта до полуночи и добавить к дачному сезону количество автобусов, выходящих на линию.

Исчезновение арендных автобусов отнюдь не гарантирует того, что омский общественный транспорт станет ходить намного лучше. Но во всяком случае льготным бабушкам и дедушкам придется стоять на остановках в ожидании муниципальных автобусов намного меньше, чем сейчас. Областная и городская администрации долгое время гребли в разные стороны, но теперь начали находить взаимопонимание, поняв, наконец, что сидят в одной лодке.