Александр ТРЕТЬЯКОВ, президент Омского областного Союза предпринимателей: «Союз должен защищать интересы предприятий не только масштаба «Оши» или «Винпрома»

21 декабря 2000 года на отчетно-выборной конференции избран президентом Омского областного Союза предпринимателей

Александр Георгиевич родился 26 апреля 1969 года в Омске. После окончания средней школы в 1986 году поступил в ОмГУ на исторический факультет. С 1987-го по 1989 год — срочная служба в ВВС под Ташкентом. После армии снова университет, который Александр ТРЕТЬЯКОВ успешно окончил в 1993 году.

Но еще до завершения учебы в вузе ТРЕТЬЯКОВ создал свою первую фирму — ООО «ТД «Мемфис», которую он и возглавляет по сей день. Позже «Мемфис» учредил еще три фирмы — «СВС» ( кафе «Старый Омск» и сеть кафе «Сибирские пельмени»), «Новострой», «Вега -2000» (добыча и переработка органо-минеральных ресурсов).

Общественной деятельностью Александр ТРЕТЬЯКОВ начал заниматься еще в школе, где был активистом и достиг немалых высот.

В Омском областном Союзе предпринимателей ТРЕТЬЯКОВ с 1994 года, куда вступил в возрасте 25 лет. Но активное участие в жизни Союза начал принимать позже, когда был избран в его координационный совет. В 1998 году создает собственную общественную организацию — Федерацию предпринимателей и организаций потребительского рынка города Омска.

Женат. Воспитывает дочь.

Выборы нового президента Союза, которые состоялись 21 декабря прошлого года, были непростыми. Борьба за кресло развернулась серьезная, с привлечением самых современных выборных технологий, и исход ее предугадать было сложно (см. интервью с бывшим президентом Союза предпринимателей Алексеем ГРИЦЫКОМ в номере «КВ» от 21 декабря 2000 года).
Сегодня корреспондент «КВ» попросил Александра ТРЕТЬЯКОВА поделиться своими планами в отношении будущего Союза и рассказать немного о себе.

— Александр Георгиевич, вы ожидали, что предприниматели выберут вас на пост президента и готовы ли вы к этому?

— Я, не ожидал такой поддержки и специально не готовился к этой должности. Однако, если говорить откровенно, структура деятельности мне знакома по работе в Федерации, поэтому я знаю, что и как мне делать. Хотя нельзя не учитывать то, что масштаб работы в Союзе значительно больше. Один, конечно, я не справлюсь, но рядом такие люди как Борис СВАТКОВ, Татьяна ХОРОШАВИНА, Алексей ГРИЦЫК и многие другие. Учитывая их опыт и знания, не справиться невозможно, с такими людьми горы свернуть можно.

-Намерены, что-то кардинально менять в организации?

— Планов — громадье. С одной стороны поменялся координационный совет, пришли новые люди с новыми мыслями и идеями. С другой стороны, само время диктует перемены. Ведь Союз уже существует десять лет, а устав ни разу не менялся, вносились только поправки. Этим вопросом нужно серьезно заниматься, приводить устав в соответствие с сегодняшним днем. Также необходимо продолжать работать по укреплению имиджа нашей общественной организации. К слову сказать, в России не так много объединений такого масштаба, как Союз имеет такой стаж, который не только существует, но и продолжает развиваться и выполнять свои функции. Сегодняшняя наша задача, а значит, и моя лично как руководителя — объединение усилий всех общественных организаций, создание решающей предпринимательской силы в регионе, которая могла бы влиять на законотворчество, на развитие экономической стратегии региона в целом, на взаимоотношения с силовыми структурами, контролирующими органами и так далее. Ведь нельзя отрицать, что экономика и бизнес — это база для развития региона. Очень хорошо, что власть все-таки начинает прислушиваться, вникать в проблемы предприятий как больших, так и малых, делать выводы. Создание в 1999 году общественного консультативного совета при губернаторе, (а сейчас есть намеренияи при главах районных администраций) — существенный шаг навстречу предпринимателям. Бизнес в свою очередь также начинает работать по-новому, цивилизованно, платить налоги, участвовать в социальных программах. И если говорить о глобальной задаче Союза предпринимателей, то она заключается в том, чтобы довести эту наметившуюся тенденцию до конца, выработать ее механизмы работы.

— Какие изменения ждут членов Союза?

— Мало того, чтобы предприниматели просто объединились по отраслевому или еще какому-нибудь признаку и отстаивали свои интересы сообща. Нужно сделать так, чтобы уже само членство в Союзе было для предпринимателей привлекательным и интересным. Нужно привлекать в организацию и малый бизнес. Союз должен защищать и его интересы, а не только предприятия масштаба «Оши» или «Винпрома». Для этого я предлагал и буду предлагать разбить Союз на три гильдии. У каждой будет определена своя сумма членских взносов (ведь не каждый предприниматель может сегодня заплатить пять тысяч рублей, значит, будет платить две тысячи или одну), свои направления работы. Ведь проблемы у малого и среднего бизнеса разные, начинающему предпринимателю порой негде получить консультацию специалиста, юридическую помощь.

— Александр Георгиевич, как вы собираетесь справляться со всеми своими должностными обязанностями?

— Ну, спал шесть часов в сутки, буду — четыре, главное — привыкнуть. С поста президента Федерации потребительского рынка и организаций города Омска, конечно, уйду, останусь только в Совете. Там скоро будет новый руководитель. А в остальном мой график работы останется прежним, ведь прежде всего я бизнесмен и являюсь соучредителем четырех фирм.

— Но общественная работа тоже не на последнем месте иначе вы не были бы

— Скажите, какую реальную помощь все-таки общественные организации дают предпринимателям? За два года существования Федерации чего добились и чем помогли конкретно каждому предпринимателю?

— Мы в 1998 году объединились в Федерацию, чтобы решать свои отраслевые проблемы. К примеру, два-три года назад остро стояла проблема потребительского пиратства. Существовал целый ряд покупателей, которые, пользуясь правами потребителя, использовали их в целях обогащения. И защиты у предпринимателя от таких недобросовестных людей не было. Нам приходилось работать с контролирующими органами, с обществами защиты прав потребителей, которых, к слову, в городе не один десяток, договариваться с ними и вместе решать эту проблему. Мы тогда даже составили черный список покупателей-аферистов. И сегодня, в принципе, потребительское пиратство мы свели к минимуму. Или, к примеру, вопрос по единому налогу на вмененный доход. Когда мы увидели его проект, нас чуть удар не хватил. Мы очень благодарны, что тогда к нам прислушались законодатели, и мы все вместе пришли к компромиссу, и в том виде, котором этот закон появился, он все-таки был удобоварим. Это уже потом, когда летом прошлого года вносились поправки, наше мнение предпринимателей не во всем приняли во внимание. Конечно, зря. Потому что этот закон сам по себе был хороши и для бюджета, налоговые поступления в который заметно увеличились, и для самих предпринимателей. Новые поправки ухудшили ситуацию, для всех. Жаль, что законодатели иногда не понимают этого или не хотят понимать, решают прежде всего тактические задачи, а не стратегические.

— Думаю, всем омичам известны ваши «Сибирские пельмени», их сеть продолжает развиваться. Это прибыльный бизнес?

— Вообще у общественного питания большие перспективы. Люди больше стали ходить в кафе, рестораны, не только по праздникам, а пообедать, выпить чашечку кофе, приятно замечать, что появляется культура общественного питания. Одним словом, сейчас сложилась благоприятная ситуация для развития ресторанного бизнеса. Есть, конечно, проблемы, но мы их решаем.

— Проблемы с сертификацией?

— Нет, с ней, по-крайней мере у наших предприятий, проблем не было. Правда, цена на услуги сертифицирующего органа была, очень завышена. Проблемы, на мой взгляд, или скорее, трудности в сфере общественного питания — это прежде всего отсутствие на рынке хороших кадров. Найти профессиональную официантку в Омске сложно, их даже практически нигде не готовят, приходится набирать персонал «с улицы». Какой уж тут сервис… Или, к примеру, работала у меня в кафе женщина, отличный повар, первоклассный. Но не могла она спать спокойно, если не унесет с кухни хоть маленький кусочек чего-нибудь. К сожалению, пришлось уволить.

— Александр Георгиевич, что именно вы больше всего любите кушать из меню своих кафе?

— Пельмени. Я люблю бывать в «Старом Омске». Особенно мне нравятся пельмени из фарша щуки, они подаются в горшочке, с красной икрой. Нигде, насколько я знаю, больше в Омске таких пельменей вы не найдете. Советую попробовать и пельмени-фри, очень вкусно.

— А когда выдается свободное время, чем занимаетесь? Я заметила у вас в офисе охотничьи трофеи. Случайно, не ваши?

— Мои. Я люблю охоту.

-А самый дорогой ваш трофей?

— Шкура бурого медведя.

— А охота проходит с национальными особенностями?

— Нет. До такого, как в фильме, который вы имеете в виду, мы еще не дошли. Хотя ситуации бывают разные и не менее забавные.

— Расскажите…

— Однажды мы с друзьми взяли на охоту человека, который ни разу на ней не был. А пошли мы на лося. Он нас спрашивает: «А что у лося самое ценное?» Мы пошутили: «Хвост», — говорим, шапка из него ценная, красивая получается, а если большой хвост, так и две выйдет.» (На самом деле хвоста у лося почти нет). Когда мы лося убили, наш знакомый постарался первым выкрикнуть: «Мне хвост!» — «Ладно, — согласились, — забирай.» Надо было видеть его лицо, когда мы отдали ему его трофей. Долго потом обижался.

— Но охота ведь не часто выдается. На что еще тратите свободное время?

-Читаю. Обязательно. Хоть полчаса перед сном. Собираю свою библиотеку, она уже насчитывает шесть тысяч книг.

— Я на днях встретила вас в ночном клубе «Атлантида», часто бываете в такого рода заведениях?

— Нет, конечно, не часто. Но иногда хочется, пока возраст позволяет, скинуть строгий костюм, надеть джинсы, потанцевать, отвлечься от работы, будней. Да и было интересно посмотреть, что собой представляет «Атлантида».

— Спасибо за беседу. Успехов вам.