КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР НЕ РАЗРУШАЕТСЯ, А ЧИСТИТ ОБРАЗА СВЯТЫХ

В редакцию «Труда-7» обратились прихожане близлежащего Крестовоздвиженского собора. Их встревожили импровизированные леса, замеченные в храме, и веревочные канаты вокруг колонн. «Может, что-то начало разрушаться, и находиться там небезопасно?» - спросили нас читатели. В департаменте архитектуры и градостроительства ничего вразумительного по этому поводу нам объяснить не смогли, поэтому мы обратились к известному омскому реставратору Игорю Коновалову, решив заодно выяснить у него еще ряд насущных для города проблем

— Игорь Леонидович, так что же происходит с Крестовоздвиженским собором? Вроде и строительство в округе пока не ведется…

— Я заходил туда сегодня. В храме просто чистят от копоти образа, там ведь много свечей, периодически такую работу приходится делать. Вообще, состояние здания стабильное. Храм строился в 1870-72 годах. Несмотря на большую массу стен, он довольно прочный и устойчивый, так как фундамент имеет широкую подошву. Раньше всегда в стены закладывали металлический кованый квадрат. Правда, фундамент — ленточный, а кирпич не очень качественный, так как строительство велось на пожертвования и за счет средств благотворительности. Поэтому экономили на всем. При кладке фундамента не использовали бетон (его еще не изобрели) и сделали рискованно мелкое заложение.

В здании такая конструктивная схема: центральный барабан опирается на столбы, которые стоят на отдельных фундаментах. В боковых нефах своды давно, еще в 30-е годы прошлого века, треснули из-за неравномерного распределения нагрузки. Поэтому в 1977-78 годах пришлось усиливать постройку за счет установки системы стяжек. Они были сделаны очень профессионально и грамотно, поэтому сегодня состояние храма опасений не вызывает.

Есть другая проблема — этическая и нравственная. Если вокруг начнется многоэтажное строительство, то доминанта храма нарушится, этого допускать нельзя.

Специалисты по охране памятников, по-моему, должны в экстренных случаях брать себе в союзники общественность. Вот недавно с помощью митинга горожанам удалось остановить строительство у кинотеатра «Маяковский», например. Чиновники прислушались, хотя трудно поверить в то, что никто из них раньше не знал, что творится за забором напротив областной администрации…

Строительство у «Маяковского» удалось остановить потому, что владельцы КДЦ не получили разрешительных документов в министерстве культуры и в департаменте архитектуры и градостроительства. Гораздо труднее бороться тогда, когда все происходит тихо и вроде бы без явного нарушения законов. У меня, например, серьезные опасения вызывает здание страхового общества «Саламандра», которое выходит на улицу Музейную. Это объект федерального финансирования, но сегодня он заморожен, окна выбиты, перекрытия разобраны. Если его грамотно не законсервировать — а это значит забить окна, пустить тепло — то из-за пучения грунтов может произойти деформация, здание может треснуть.

— Игорь Леонидович, сегодня ведь даже центральную, историческую часть города порой приходится экстренно спасать, не говоря уже о дальних и ближних окраинах. Стоит только вспомнить Любинский проспект. За какие объекты, находящиеся в центре города, еще приходится опасаться?

— Меня беспокоит судьба военного госпиталя. В списке памятников о нем размыто сказано, мол, памятником является историческая часть военного госпиталя. Без расшифровки. Напрашивается вопрос: а что является, в свою очередь, исторической частью? Там ведь большинство построек — дореволюционные, они имеют разную значимость и ценность. Расположенная там церковь стоит на охране отдельно. Но как быть с госпитальной аптекой 1825 года постройки? Конечно, здание сейчас не в лучшем состоянии, но известно, как оно выглядело первоначально. Это хороший образец раннего классицизма. Его можно восстановить… Или арестантские палаты, расположенные на углу Больничного переулка и улицы Гусарова. Их перестраивали, но в принципе это тот же самый деревянный рубленый дом первой половины XIX века, в котором бывал Федор Михайлович Достоевский. Историко-архитектурный памятник. Или дом главного лекаря, построенный в 60-е годы XIX века.

Интересен амуничник, имеющий галерею с колоннадой из цельных бревен. Это уникальное сооружение постройки первой половины позапрошлого века. Есть данные, что оно строилось как каретный сарай Омской почтовой станции, но вскоре его передали военному госпиталю. Представляете, как можно было бы это обыграть? Сделать экспозицию, разместить кареты…

Совсем не обязательно оставлять все здания под музей, можно найти им другое достойное применение. Но я смотрел макет застройки центральной части госпиталя, генплан. Там предусмотрен повальный снос. Правда, окончательного решения по этому вопросу пока нет, это федеральный объект, находится в ведении Министерства обороны. Однако нужно уже сейчас в министерстве культуры Омской области добиться конкретизации списка исторической части территории госпиталя, составить паспорт на каждое здание и все пообъектно поставить под охрану. Нужно этим заняться срочно!