Самая большая икона Западной Сибири — «Успение Пресвятой Богородицы» — находится в коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. Ее размер 211 на 250 сантиметров. Написана маслом на сшивном холсте. По всей видимости, это настенная икона, а не из иконостаса. Завершена, как следует из надписи на ней, в 1800 году.
Образ «Успение Пресвятой Богородицы» от почти неминуемой гибели спас известный омский историк Андрей Палашенков (1886-1971). Он вынес икону из полуразрушенного Воскресенского храма в городе Березове (сейчас райцентр Березово Ханты-Мансийского автономного округа).
Это тот самый Березов, где в ссылке умер Александр Меньшиков, верный друг и соратник Петра Первого, и тот самый Березов, откуда из-под стражи бежал Лев Троцкий, ближайший сподвижник Ленина. Город, богатый на имена и события. И происхождением самой большой иконы в Западной Сибири мы также обязаны ему.
Спасая икону, Палашенков рисковал жизнью, так как уже был судим за антисоветскую деятельность, а шел 1939 год. Андрей Федорович все же рискнул привезти икону в Омск. В запасниках омского музея она пролежала 60 лет. Ее «вывели» в свет в 2000 году.Три года над ней и еще одной большой иконой на холсте, также привезенной Палашенковым, трудилась художник-реставратор государственного музея изобразительных искусств имени Врубеля Наталья Минько. За время работы над иконами, как потом вспоминала реставратор, у нее заметно улучшилось зрение. В Омске вернули иконе жизнь и первозданную красоту. А в Березове Воскресенский храм, разобранный по кирпичику, исчез.
Икона «Успение Пресвятой о последних мгновениях нахождения души Девы Марии на Земле и ее последующем вознесении. Сюжет не застывший, в развитии. По сути, это два разных полотна, сведенных в одно. Чтобы лучше объяснить сюжет, необходимо напомнить некоторые события из жизни Богородицы. Та часть судьбы Девы Марии, которая связана с жизнью Христа, более или менее известна. А вот как жила Мария после того, как ее сын был распят и воскрес, известно гораздо меньше. Эту часть судьбы Богородицы заслоняют деяния апостолов. Между тем, как следует из дошедших до нас источников, ее жизнь отличалась редкой насыщенностью. Десять лет после смерти Христа, испытав все опасности преследования, она проповедовала его учение. Затем поселилась в доме апостола Иоанна Богослова. Именно ему Христос завещал заботу о матери. Скончалась в возрасте 64-65 лет в 48 году I века нашей эры. Кончину ожидала с радостью. Весть о вознесении в Царствие Небесное после кончины ей принес архангел Гавриил.
Скончалась 15 августа в девятом часу утра. Успение (28 августа по новому стилю) отмечается с 582 года и входит в число 12 главных православных праздников. В некоторых странах он объявлен выходным днем.
Византийские изображения Успения Богородицы известны с начала четвертого века нашей эры. На Руси первая икона «Успение Божьей Матери» появилась в 1073 году. Ее из Константинополя, как сообщает предание, по повелению самой Богородицы, снизошедшей с небес, доставили византийские строители Успенского собора Киево-Печерской лавры. После этого сюжет успения развивается уже отечественными иконописцами. Известны несколько его вариантов.
Икона из Воскресенского храма представляет один из самых полных по насыщенности событиями и участниками сюжет. В центре иконы мы видим Богородицу на смертном одре. Рядом — апостолы и те, кто находился с Девой в последние часы ее жизни. Над смертным одром возвышается фигура Спасителя, который держит в руках душу усопшей в виде девочки в одеянии. В самом верху иконы представлено вознесение. Икона потому и называется Успением (сон, засыпание), потому что здесь и речи не может быть о смерти. Через несколько мгновений после кончины Божьей Матери ее душа займет место рядом с троном Иисуса Христа.
Перед кончиной Богородица всем окружавшим ее людям обещала заступаться перед сыном своим за всех чад земных, за весь мир. Поэтому Успенские храмы чаще всего и были центральными в населенных пунктах, как несущие защиту городу или селу.
Древняя византийская икона «Успение Божьей Матери» погибла под взорванными гитлеровцами храмами. По России она ходит в списках, или, говоря понятнее, в копиях. Один из таких списков два года назад для омского Успенского собора привезла из Киева местная прихожанка. Она долго искала иконописца, которому могла бы заказать иконку для нашего храма. Но с подходящим уровнем мастерства найти не сумела. Тогда купила список XIX века, который был выполнен в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. «Я хотела, чтобы протянулась ниточка от самого первого храма Руси к самому новому, восстановленному в Омске Успенскому собору», — призналась женщина журналисту «ОП».