Субъективное ценообразование
В среднем ателье трудится до десяти мастеров. Оплата чаще всего сдельная — от 25% до 50% от суммы заказа. Сезонность на рынке индивидуального пошива (индпошива) имеет два пика. Первый — это осень и предновогоднее время. Второй, «малый» сезон (май, июнь) — время, когда проходят выпускные. У специализированных ателье — своя сезонность.
Широкомасштабных рекламных кампаний швейные ателье почти не проводят, активно рекламируясь только в начале своей деятельности, когда необходимо набрать клиентуру. Потом поток обеспечивают в основном рекомендации, принцип «сарафанного радио». Исключение составляют, пожалуй, только ателье высшего класса, но в этом случае очень многое зависит от особенностей позиционирования.
Стоимость услуг определяется весьма субъективно — это признают и сами владельцы ателье. Хотя, казалось бы, все они работают по одной стандартной схеме. Для каждой модели существует базовая основа, на которую затем «наращиваются» усложняющие элементы. Каждый повышает цену на определенную величину. Также цена зависит от категории ткани — их три. Первая — шелк, дорогая костюмная шерсть, кашемир, брендовые ткани; вторая — полунатуральные, синтетические, третья — самые простые в обработке материалы, такие как хлопок, батист, лен и пр. А вот стоимость базовой модели и каждого усложняющего элемента, а особенно услуг дизайнера и дополнительных сервисных опций (если они, конечно, есть) в каждом ателье разные. Отсюда существенная разница в ценах.
Как-либо классифицировать современный индпошив достаточно сложно. В Советском Союзе все ателье четко делились на пять разрядов: высшего и первого (Дома моды), второго и третьего (ателье) и мастерские. Разница в ценах на одни и те же услуги могла достигать 40%. Сегодня такое деление не действует, да и ателье может быть объединено с магазином тканей, сырья и фурнитуры, ремонтной мастерской и даже химчисткой. По видам выпускаемой продукции их можно разделить на специализированные и многопрофильные. Среди специализированных — театральные мастерские, ателье, занимающиеся пошивом спортивной, танцевальной и эстрадной одежды, спецодежды и униформы, детской одежды и школьной формы, одежды больших размеров, мастерская меховых и кожаных изделий, салон свадебных платьев. Такие ателье отличает более ярко выраженная сезонность (например, для свадебной моды — «горячая пора» с апреля по сентябрь, а для танцевальной летние каникулы — мертвый сезон).
Из-за популярности танцев в Омске неплохо развиты ателье спортивных и танцевальных костюмов. Это «Анна Мария», «Блеск», «Движение», «Модерн» и «Линия танца». Есть мастерские, специализирующиеся на одежде больших размеров (ателье-магазин «Для вас»). Сценическим и театральным костюмом занимаются «Bravo!» и Театральное ателье ИП Тецловой, школьной формой — «Эксклюзи» и «ШкОда», большое количество ателье шьют спецодежду и униформу. Услуги по пошиву кожаных и меховых изделий предлагают более 150 мастерских.
Остается не занятой ниша индивидуального пошива мужской одежды. Некоторые ателье принимают отдельные заказы, но специализации как таковой не существует. Технологически мужской костюм слишком сложен, чтобы его можно было изготовить на оборудовании небольшого ателье — необходимы специальные паровые прессы. Поэтому единственным вариантом мужского индпошива высокого класса остается технология made-to-measure — пошив модели из коллекции известного бренда по мерке заказчика. Такую услугу предлагает только одна известная марка мужской одежды.
Сколько стоит креатив?
Многопрофильные ателье в основном шьют легкую одежду, но могут иметь и несколько специализаций — все зависит от квалификации мастеров. По уровню цен и спектру предлагаемых услуг среди них можно (хотя и довольно условно) выделить три класса: эконом, медиум и люкс.
Возьмем для примера достаточно стандартный заказ: костюм на подкладе, состоящий из прямой юбки и классического жакета. Стартовая цена юбки (без усложняющих элементов) колеблется от 450 руб. до 3200 руб., жакета — от 1000 руб. до 6000 руб.
Ателье эконом-класса больше всего. Помимо изготовления одежды они часто занимаются и ремонтом, который составляет существенную статью их доходов. Спектр услуг сильно ограничен. Клиент сам определяется с моделью, покупает ткань (а часто и все расходные материалы — клеевые, нитки и т.п.). Качество пошива довольно непредсказуемое. Цена на вышеописанные позиции (юбка и жакет) составит 450-1000 рублей и 1000-2000 рублей, соответственно.
Ателье медиум-класса изготавливают изделия более высокого качества. Хотя оно по-прежнему сильно зависит от квалификации конкретного мастера и требовательности хозяина ателье к персоналу. Здесь клиенту помогут определиться с моделью (функции дизайнера будет выполнять, скорее всего, конструктор), но за тканью придется идти самостоятельно. Стартовая цена будет варьироваться в пределах от 1100-1500 руб. за юбку и от 2000-3500 руб. за жакет.
Класс люкс — уже качественно иной уровень обслуживания клиента и иной уровень цен. Последние по обозначенным позициям составят от 1500 и от 3500 руб., соответственно. Среди наиболее ярких представителей этого класса — арт-гостиная «Арджента», «Салон-мастерская Валентины Бебех», дизайнерская мастерская «Артишок», дизайнерская мастерская «Hand Made», «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой», салон-ателье «Анна Ден» и «Порфира».
Ателье класса люкс обязаны предоставлять портфолио работ мастеров. «Салон-мастерская Валентины Бебех», «Арджента», салон «Анна Ден», «Шанталь», «Порфира» выкладывают его на собственном сайте, «Артишок» также сообщает о планируемом запуске собственного сайта. Большая часть клиентов приходит, узнав о салоне из Интернета, а также справочника «Дубль-ГИС».
Обслуживание уровня люкс предполагает полное «ведение» клиента от первого звонка до финальной фотосессии (для вышеупомянутого портфолио). Дизайнер должен помочь клиенту определиться с моделью, предоставить на выбор несколько эскизов. Часто в ателье класса люкс разрабатывают не одну-две модели, а весь гардероб, учитывая взаимную сочетаемость вещей, индивидуальный стиль, особенности внешности заказчика. А вот подход к обслуживанию клиента может существенно различаться.
Иной подход в авторской моде. Такую одежду отличает уникальный дизайнерский почерк. Клиент приходит с желанием одеваться у конкретного мастера. Как ателье авторской моды позиционируют себя «Салон-мастерская Валентины Бебех», салон «Анна Ден» и «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой».
Оценка труда дизайнера — крайне сложная и субъективная задача. В авторской одежде создатель вправе сам оценивать свое творчество, клиент — соглашается либо нет
Особое внимание в классе люкс уделяется качеству изделия — от этого напрямую зависит имидж ателье, поэтому за ним тщательно следят . Например, перед раскроем ткани для многих моделей в обязательном порядке составляется и подгоняется по фигуре клиента макет из бязи. Это позволяет избежать возможных ошибок при работе с дорогой тканью.
В отношении потребителей к индивидуальному пошиву Валентина БЕБЕХ, владелица салона-мастерской авторской одежды отмечает следующую тенденцию: «У некоторых людей сложился определенный стереотип (еще с советского времени), что ателье — это «пришел, заказал, тебе испортили». Нарисовали одно, сшили другое. И мы сейчас «переламываем» это. Люди начинают постепенно привыкать, что в ателье могут сделать даже лучше, чем нарисовали».
Еще одна услуга, которую должны предоставлять ателье класса люкс, — подбор тканей. Если ателье не предлагает собственных каталогов, дизайнер сопровождает клиента в магазине.
Ассортиментом омских поставщиков тканей довольствуются почти все омские ателье. Исключение составляет «Арджента», которая дополнительно предлагает каталоги европейских брендов, «Артишок» также прибегает к услугам других поставщиков. Hand Made ведет переговоры о поставках итальянской и испанской кожи, но в тканях пока довольета. Стартовая цена юбки (без усложняющих элементов) колеблется от 450 руб. до 3200 руб., жакета — от 1000 руб. до 6000 руб.
Ателье эконом-класса больше всего. Помимо изготовления одежды они часто занимаются и ремонтом, который составляет существенную статью их доходов. Спектр услуг сильно ограничен. Клиент сам определяется с моделью, покупает ткань (а часто и все расходные материалы — клеевые, нитки и т.п.). Качество пошива довольно непредсказуемое. Цена на вышеописанные позиции (юбка и жакет) составит 450-1000 рублей и 1000-2000 рублей, соответственно.
Ателье медиум-класса изготавливают изделия более высокого качества. Хотя оно по-прежнему сильно зависит от квалификации конкретного мастера и требовательности хозяина ателье к персоналу. Здесь клиенту помогут определиться с моделью (функции дизайнера будет выполнять, скорее всего, конструктор), но за тканью придется идти самостоятельно. Стартовая цена будет варьироваться в пределах от 1100-1500 руб. за юбку и от 2000-3500 руб. за жакет.
Класс люкс — уже качественно иной уровень обслуживания клиента и иной уровень цен. Последние по обозначенным позициям составят от 1500 и от 3500 руб., соответственно. Среди наиболее ярких представителей этого класса — арт-гостиная «Арджента», «Салон-мастерская Валентины Бебех», дизайнерская мастерская «Артишок», дизайнерская мастерская «Hand Made», «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой», салон-ателье «Анна Ден» и «Порфира».
Ателье класса люкс обязаны предоставлять портфолио работ мастеров. «Салон-мастерская Валентины Бебех», «Арджента», салон «Анна Ден», «Шанталь», «Порфира» выкладывают его на собственном сайте, «Артишок» также сообщает о планируемом запуске собственного сайта. Большая часть клиентов приходит, узнав о салоне из Интернета, а также справочника «Дубль-ГИС».
Обслуживание уровня люкс предполагает полное «ведение» клиента от первого звонка до финальной фотосессии (для вышеупомянутого портфолио). Дизайнер должен помочь клиенту определиться с моделью, предоставить на выбор несколько эскизов. Часто в ателье класса люкс разрабатывают не одну-две модели, а весь гардероб, учитывая взаимную сочетаемость вещей, индивидуальный стиль, особенности внешности заказчика. А вот подход к обслуживанию клиента может существенно различаться.
Иной подход в авторской моде. Такую одежду отличает уникальный дизайнерский почерк. Клиент приходит с желанием одеваться у конкретного мастера. Как ателье авторской моды позиционируют себя «Салон-мастерская Валентины Бебех», салон «Анна Ден» и «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой».
Оценка труда дизайнера — крайне сложная и субъективная задача. В авторской одежде создатель вправе сам оценивать свое творчество, клиент — соглашается либо нет
Особое внимание в классе люкс уделяется качеству изделия — от этого напрямую зависит имидж ателье, поэтому за ним тщательно следят . Например, перед раскроем ткани для многих моделей в обязательном порядке составляется и подгоняется по фигуре клиента макет из бязи. Это позволяет избежать возможных ошибок при работе с дорогой тканью.
В отношении потребителей к индивидуальному пошиву Валентина БЕБЕХ, владелица салона-мастерской авторской одежды отмечает следующую тенденцию: «У некоторых людей сложился определенный стереотип (еще с советского времени), что ателье — это «пришел, заказал, тебе испортили». Нарисовали одно, сшили другое. И мы сейчас «переламываем» это. Люди начинают постепенно привыкать, что в ателье могут сделать даже лучше, чем нарисовали».
Еще одна услуга, которую должны предоставлять ателье класса люкс, — подбор тканей. Если ателье не предлагает собственных каталогов, дизайнер сопровождает клиента в магазине.
Ассортиментом омских поставщиков тканей довольствуются почти все омские ателье. Исключение составляет «Арджента», которая дополнительно предлагает каталоги европейских брендов, «Артишок» также прибегает к услугам других поставщиков. Hand Made ведет переговоры о поставках итальянской и испанской кожи, но в тканях пока доволь