Под сенью «Лошади Пржевальского»

Еще до 18 января многие, кто имеет отношение к художественной жизни города, получили нарочными по увесистому куску керамики с отпечатком копыта — это были приглашения на открытие новой омской галереи «Лошадь Пржевальского».

— Мы так назвали галерею, во-первых, потому, что нам хочется о серьезных делах говорить весело, — рассказывает ее директор Людмила ДЕБУС. — Кто-то сказал, что демократия наступит тогда, когда будет написана пародия на «Реквием» Анны Ахматовой. Во-вторых, лошадка Пржевальского, пожалуй, самая известная из лошадей, хотя видели ее очень немногие. Это — коротконогое, выносливое животное, дикое, непривязанное, неподкованное. Говорят, на ней монголы завоевали мир. Ну и, в-третьих, Пржевальский шел за истиной в Тибет и по дороге встретил лошадь. Возможно, именно она как раз эту истину и знала. Мы тоже хотим ее познать.

— Скучно, — сказал, обозрев картины, художник Дамир МУРАТОВ. — Здесь нужен пожар, яркие пятна, выстрелы в упор, хочется чего-то в духе Че Гевары. Чтобы вздрогнули и взвизгнули. А здесь ничего нового я для себя не обнаружил, Титов разве что меня приятно удивил.

— А я наоборот, — возразила Людмила ДЕБУС, — рассчитывала на ощущение гармонии, несуетности. Мы хотим быть не тучей, которая должна греметь, чтобы ее заметили, а росинкой, чтобы наклонились и ее разглядывали. Но в то же время веселой росинкой.

По-моему, проходит время, когда галереи рассматривали художника только как товаропроизводителя, а себя как продавца. Поэтому некоторое время спросом пользовались картины попроще и поярче. Художников выдоили и использовали. Многие стали повторяться. Настала даже ситуация, что появились на этом рынке уже вновь покупатели, а брать им нечего — картин нет. Поэтому галерея должна будить любовь к художнику, заражать этой своей любовью.

Хороший художник разговаривает с Богом, он — душа города. Если художники из Омска уезжают, город скудеет, в нем нет движения, даже денежного. И это начинают чувствовать все — и «Оша», и «Омский бекон», и другие.

— В Омске очень мало галерей, — заметил искусствовед Владимир ЧИРКОВ, — всего шесть или семь. На миллионный город их должно быть куда больше.

Во всяком случае на прошлой неделе в нашем городе на одну галерею стало больше. А что касается картины ТИТОВА — она и в самом деле стала открытием выставки. Желтый осенний размытый пейзаж с конем и деревьями. Подходишь к ней поближе с уверенностью: смотри-ка, новая работа ТИТОВА. Потом говоришь себе: нет, это не он… Или все-таки он?..

Лошадь, встреченная по дороге в Тибет за истиной.