СЕРГЕЙ ШОКОЛОВ: В ЛАДУ С СОБОЙ И В ЖИЗНИ, И НА СЦЕНЕ

СЕРГЕЙ ШОКОЛОВ: В ЛАДУ С СОБОЙ И В ЖИЗНИ, И НА СЦЕНЕ

В канун нового, 2011 года в Омске вышла в свет антология стихотворений омских деятелей театра «Зал взорвется возгласами «браво!»

В книгу вошли произведения более семидесяти авторов, среди которых актер театра драмы и комедии «Галерка», заслуженный деятель культуры Омской области Сергей Шоколов. Минувший год был для артиста знаменательным: двадцать лет исполнилось его любимому театру, где он служит с первого дня. Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с этим интересным человеком.

Сергей Николаевич, как вы для себя оцениваете минувший год?

— Это был мой год, год Тигра. Еще накануне думал: «Ну, должно же прийти что-то хорошее». И пришло. В марте я был отмечен на омском областном театральном фестивале за две работы в спектаклях «Маленький спектакль на лоне природы» и «Счастье лучше богатства». Летом театр весьма неожиданно отправился в Париж, где в рамках года России во Франции представлял Омскую область. В ноябре мне неожиданно предложили провести творческий вечер в рамках празднования 20-летнего юбилея театра, а в декабре вышла книга «Зал взорвется возгласами «браво!»

Омские зрители знают вас как исполнителя характерных ролей, постоянного участника театральных капустников, автора песен. И вдруг вы открываетесь с совершенно новой стороны… Когда начали сочинять стихи?

— Может, в десятом классе любовные записки в стихотворной форме писал… Но в основном я писал музыку на стихи других авторов. В пединституте сочинял песни к спектаклям театра миниатюр. А когда наступала весна, появлялись девушки, то брал ручку и творил так, что остановиться не мог. Но серьезно стихотворством не занимался. Писал в шкафчик. Когда же мне позвонил редактор-составитель сборника Сергей Денисенко и попросил прислать стихи, то я долго сопротивлялся. Но через месяц-полтора сломался, напечатал, отправил по электронной почте и подписал: «За написанное ответа не несу». А когда увидел книгу с великолепным дизайном, посмотрел, в каком окружении нахожусь — Александр Щеголев, Елена Аросева, Анатолий Кузнецов, Виктор Мальчевский, отец и сын Пивоваровы и многие другие известные люди, то мне понравилось.

Почти двадцать лет вы преданы одному-театру. Что удерживает — коллектив, худрук или нежелание что-то менять в своей жизни? Наверняка были предложения перейти в другие театры?

— Я очень благодарен художественному руководителю «Галерки» Владимиру Федоровичу Витько, который двадцать лет назад позвонил мне и сказал: «Я создаю театр». Позвал меня. Я поверил и пошел, хотя у меня на тот момент не было актерского образования, только педагогическое. Но Витько сказал, что у меня есть все данные — он работал с нами в институте в театре миниатюр. Через «Галерку» прошло много актеров: так бывает, когда идет становление молодого театра, когда он ищет свое лицо. Мне повезло в этой жизни, меня окружали и хорошие актеры, и хорошие режиссеры: Николай Анкудинов, Анатолий Кузнецов. Константин Левашов, Владимир Грачев, Валентина Дулова. Они меня очень многому научили.

Вы сыграли в театре более пятидесяти ролей. Есть какая-нибудь заветная мечта о новой роли?

— Несыгранного очень много. Есть предложения — даже из других театров. Но я боюсь повторов и поэтому очень избирательно отношусь к предложениям. Хочу сыграть что-то из классики, что-то из современных пьес, но только очень хорошего качества.

В 90-е годы ваше лицо постоянно мелькало в телевизионной рекламе, а сейчас не видно. Повзрослели?

— Тогда с деньгами было туго. Поэтому игра в рекламных роликах была скорее для заработка. А сейчас бегать, кричать: «Покупайте то-то и то-то» я не буду. Я знаю, сколько людей пострадало от такой рекламы, когда известные актеры рекламировали лекарства, люди их покупали, доверяя кумирам, а лекарства не помогали. Сейчас я этого делать не хочу. Да, наверное, повзрослел.

Когда я бываю в вашем театре и в программках читаю, что играет Сергей Шоколов, то на сто процентов уверена: будет праздник.

— Если хороший материал, то есть пьеса, если хороший режиссер, партнеры замечательные, то из этого складывается праздник. И вы уйдете после спектакля с хорошим настроением.

«Галерка» ставит в основном русскую классику. Сегодня далеко не каждый театр может этим похвастаться. Даже если в афише стоит, к примеру, «Горе от ума», это вовсе не значит, что зритель увидит пьесу Грибоедова. На сцене мы видим порой откровенную пошлость, слышим нецензурную брань.

— На классике можно и нужно воспитывать молодежь. Но сегодня режиссеры зачастую хотят реализовать себя, а как это сделать? Вот и появляются на сцене пошлость, игра в поддавки, иначе о тебе не заговорят как о режиссере. Школьные учителя уже боятся вести детей на классику. Я говорю им: сначала сами сходите, посмотрите, потом приводите детей. В наш театр можно водить молодежь — у нас не забалуешь.

В вас говорит настоящий педагог. Вы не жалеете, что не стали учителем английского?

— Ни разу.

А знание языка хотя бы раз пригодилось?

— В поездке во Францию в прошлом году. Спрашивал у парижан, как проехать куда-нибудь, как найти улицу. А в день отъезда из Парижа мне пришлось поднимать весь накопленный багаж знаний. Нашей труппе надо было доехать до аэропорта, билет в электропоезде стоит одиннадцать евро. Мы решили сэкономить. Из метро пересели сразу в электричку до аэропорта. Естественно, в кассу не пошли. Уже через остановку нас окружили контролеры. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что большая группа села без билетов. Контролеры требовали заплатить штраф и оплатить проезд. Получалось по 25 евро с каждого. Таких денег у нас не было. На протяжении семи станций я убеждал не брать с нас штраф. В конце концов все закончилось благополучно — заплатили только за проезд.

В одном из ваших стихотворений есть такие строки: «Когда мне будет очень много лет и перевалит жизнь за половину, я стану мудрым…» Стал?

— Рановато. Половину-то прожил. А мудрости нет. С другой стороны, если ты считаешь, что не стал мудрым, в этом мудрость твоя и есть.

И все же давайте пофилософствуем. Чем для вас стал театр?

— Не люблю пафосных слов, но это большая часть моей жизни. Если бы в ней не было театра, то я, наверное, стал бы хорошим учителем. Может быть, был бы уже директором школы. Примеряя на себя ту или иную маску, я понимаю, что мне не было бы в ней комфортно. Мне хорошо в моей профессии, я иду в лад с самим собою. Если чувствуешь, что фальшивишь, начинается дисгармония. Слава Богу, я себя не обманываю.