ОМСКИЕ ЗОДЧИЕ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ «АРХИТЕКТУРНЫХ ЧУДОВИЩ» И ПОТРЕБОВАЛИ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ

ОМСКИЕ ЗОДЧИЕ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ «АРХИТЕКТУРНЫХ ЧУДОВИЩ» И ПОТРЕБОВАЛИ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Омские архитекторы на круглом столе, состоявшемся 13 октября, обсудили проблемы качества городской среды

Круглый стол организовало омское отделение Союза архитекторов России (ООСАР) в рамках выставки «Архобъект», и основной темой для обсуждения стали принимаемые в городе Омске градостроительные и архитектурные решения. Многие из них вызывают профессиональную критику. «КВ» публикуют фрагменты обсуждения по наиболее острым вопросам.

В новой пристройке к мэрии ржавеют стекла

Альберт КАРИМОВ, председатель правления ООСАР:

— Главная задача нашей организации Союза архитекторов в том, что она должна обеспечить законодательную основу взаимодействия с городской и областной администрацией на уровне соглашений и так далее. Почему бы мы не могли, например, проводить экспертизу проектов? Это не противоречит законодательству, и такой пакет документов сейчас мы готовим.

Светлана ШЕВЧЕНКО, заместитель главного архитектора города Омска:

— Я хочу отметить, что почти за 40 лет моей работы в городе после окончания института более невостребованной профессия архитектора не была никогда, как сейчас. На рассмотрение проектов в департаменте приходит такая халтура! Качеством архитектуры никто не занимается.

Альберт КАРИМОВ:

— На Западе одно из средств борьбы с этим — все делается на основе конкурсов. Это позволяет привлечь тех профессионалов, которые способны формировать город, а не так называемых дизайнеров и так далее. Конкурсы — это вполне легальная форма привлечения профессионалов высокого класса. И она не противоречит законодательству. Почему бы нам не договориться с областной и городской администрацией все значимые проекты разрабатывать только на конкурсной основе?

Андрей ГЕТТЕ, руководитель архитектурного бюро «ГЕТТЕ»:

— И еще одно предложение: должно быть обязательное общественное обсуждение проектов. Нет обсуждения — как правило, получается отрицательный результат. И тому много примеров — посмотрите на желтое офисное здание на углу улицы Краснофлотской и Больничного переулка. Никто ни разу никому его не показывал, и сразу же построили. Даже градостроительного совета не было. О вкусах не спорят, но здание в принципе отвратительное. Недавно рядом сдали пристройку к мэрии Омска, но посмотрите в деталях, на стекло — оно уже проржавело. Мало кто знает почему: оцинкованная сталь на фасаде была просверлена саморезами, в местах сверления происходит коррозия. И эта ржавчина вытекает на фасадное стекло, а ее уже ничем не вымоешь.

Никогда не рассматривалась работа реставраторов, общественность не обсуждает реставрационные проекты. Пример — Тобольские ворота, здесь отвратительные архитектура и материалы, плохо сделана кровля. Памятник просто утерян.

Затем строятся Омские и Иртышские ворота, реставрируется денежная кладовая — общественного обсуждения не было. Результат неутешительный. Я смотрю на денежную кладовую -кровля у нее точно такая же, как на элитном доме на заднем плане. У меня возникает мысль: значит, это подсобное сооружение этого жилого дома.

Для сравнения я всегда привожу пример Серафимо-Алексеевской часовни. Когда ее восстанавливали, не было ни кирпича, ни раствора, ни кровельных материалов, но было творческое и административное начало. В результате мы получили исключительно красивое сооружение. Там даже брусчатка была сделана. Сейчас же есть все возможности, но чем мы мостим Старую крепость? Плиткой! Возможностей стало больше, а вот совести меньше. И что, в Сибири не нашли ни одной взаправдашней пушки? Почему мы там фанерные ставим?

Сейчас заканчивается реставрация бывшего здания Географического общества на Музейной улице. И что мы получили? Издалека впечатление, что здание покрыто сайдингом. Подходишь ближе — нет, дерево. Но размер досок выбран неправильно. Хотя на старой фотографии все же было нормально отснято в масштабе. И что в итоге: мы деньги затратили, а имеем эрзац.

Для магазина «Бенеттон» изуродовали памятник архитектуры

Альберт КАРИМОВ:

— В этом же ряду реконструкция дома Волкова по улице Ленина под магазин «Бенеттон». Изменилась геометрия старейшего здания в Омске. Заново построены парапеты, изменился профиль кровли. Это уникальный памятник, но он испорчен, изуродован «благодаря» проектировщикам. Далее — бывшая «Яблонька», там городят вход в подвал, который больше, чем сам памятник архитектуры. Изуродовали Юридический институт — надстроили мансарду. Эти проекты также не обсуждаются.

Светлана ШЕВЧЕНКО:

— Хочу добавить, что профессиональных реставраторов-архитекторов в Омске всего два человека. Градостроителей — несколько человек, это все люди пенсионного возраста, и дальше никого за ними нет.

Андрей ГЕТТЕ:

— Нигде не обсуждаются и не представляются и многие свежие архитектурные проекты. Например, уже надстроили Статистическое управление в центре Омска, здание стало выше, появился выносной остекленный этаж. Но рядом -Успенский кафедральный собор, это ответственное место, но проект нигде не показывался.

У нас есть уникальные здания, например СКК «Иртыш», его архитектура опередила время на много лет. Но в проектах он становится обычной дворовой постройкой — еще немного и его ниоткуда не будет видно. Сейчас планируется гостиничный комплекс, который будет загораживать СКК со стороны улицы Масленникова. И все — объект исчез. Этот проект нигде не показывается.

Далее — это Речной вокзал. Я считаю, что это памятник архитектуры своего времени, он сделан талантливым человеком и с пристрастием. Сейчас можно было бы просто что-то поправить, но его застеклили синим стеклом. А в генплане сделали дорогу по набережной, и Речной вокзал встал во дворе, никакого отношения к реке он уже не имеет, а ведь был как корабль.

Альберт КАРИМОВ:

— По существу при этом будет уничтожено историческое место возникновения Омска, где высаживался Бухгольц. Зачем там нужен этот искусственный намыв и полуостров? Вообще в городе нужно развивать профессиональную архитектурную критику.

Олег ФРЕЙДИН, руководитель ООО «Архитектурное ателье «РИМ»:

— Вспомните ресторан «Колчак». С точки зрения архитектурной критики этот объект вообще не может рассматриваться как объект городской застройки. Он может рассматриваться, только как рекламная установка, как какая-то кичевая вещь.

Альберт КАРИМОВ:

— То, что касается «Колчака», — это высший непрофессионализм, тем более что сегодня он обезображивается разностильными пристройками. Появление такого архитектурного чудовища в историческом центре просто недопустимо.

Восстановление Омских ворот — ненужная вещь

Олег ФРЕЙДИН:

— Восстановление Омских ворот — совершенно ненужная вещь. Городская ситуация изменилась, и именно на этом месте никаких ворот никогда не было. Однако с нами никто восстановление этих ворот не обсуждал. Но кто в этом виноват? Прежде всего мы, архитекторы. Кто-то работает во властных структурах, в департаменте, в крупных институтах, кто-то — в частных мастерских, и между собой мы договориться не можем.

Вот, например, проект вело-грека, ради которого сносится здание клуба «Металлист». Этот проект выполнен архитектором, членом правления Омской организации Союза архитекторов. Мы спрашиваем — как так? Ответ: мне директор института сказал и я сделал. Но таких примеров стиля конструктивизма в Омске перечесть по пальцам, а ДК было построено на очень хорошем уровне. Здание является историческим, там была отличная акустика и во время войны выступала сталинградская оперетта. Однако по проекту оно сносится под стоянку.

Далее, кто-нибудь знает, какой архитектор занимается реставрацией дома Батюшкова и реконструкцией ЗАГСа под исследовательский центр Гражданской войны? Почему ЗАГС был перенесен на улицу Музейную, в результате чего она из пешеходной превратится в транспортную?

Алла ГУМЕНЮК, кандидат искусствоведения:

— Итак, виноваты мы — Союз архитекторов. Что делать?

Альберт КАРИМОВ:

— Нужно вернуться к ряду спорных объектов, с моей точки зрения, реализация которых не должна быть на основе прежних предложений. Это прежде всего площадь у Речного вокзала, размещение огромного торгового комплекса «Планета», высотное здание на улице Маршала Жукова. Обязательно нужно проведение архитектурного конкурса на улицу Щербанева. площадь Победы.

Гнаться за Екатеринбургом, Новосибирском с точки зрения размещения высотных акцентов нам нет смысла. Мы должны найти инвестиционную привлекательность с точки зрения сохранения историко-архитектурного наследия. Для этого мы давно предлагали создать историко-краеведческий сценарий. И мы планируем провести научно-практическую конференцию, посвященную мифам, традициям, сказаниям, известным именам, связанным с градостроительным пространством Омска. Например, вот ДОСТОЕВСКИЙ штукатурит казарму, вот алебастровый сарай, где ДОСТОЕВСКИЙ спорит с поляками о судьбах России, вот первый комендант Омской крепости разоблачил фальшивомонетчиков — таких сюжетов можно собрать много. Их можно воплотить в топонимике, памятниках и памятных знаках и так далее.

Думаю, что результатом нашей деятельности совместно с администрацией города и области должно быть постановление о развитии архитектуры и градостроительства, основанного на сохранении историко-архитектурного наследия в связи с 300-летием Омска.