С особым цинизмом

С особым цинизмом

Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ» О празднике весны и исторической справедливости

Вот и все. Международный женский день прошел. Доблестные защитники Отечества, похоже, не осрамились. Все женщины охвачены, все подарки на 8 марта вручены, обязательные корпоративные торжества остались позади, и можно еще год не вспоминать об исторической борьбе женщин за равноправие с мужчинами. Впрочем об этом даже в праздник вспоминать теперь не принято. Разве что феминистки иногда позволяют себе отдельные высказывания на этот счет, но у нас уже и феминисток почти не осталось. Между тем борьба полов все еще продолжается. Причем слабый пол медленно, но верно восстанавливает эту самую историческую справедливость.

Если верить данным исследования «Карьерные возможности женщин в бизнес-среде», которое накануне праздника представили PricewaterhouseCoopers (PWC) и Ассоциация менеджеров России, женские лица все более заметны даже в традиционно патриархальном российском бизнесе. Как уверяют социологи, опросившие в рамках своего исследования в январе-феврале 2010 года кадровиков 76 крупнейших отечественных и зарубежных компаний, имеющих представительства на территории России, уже порядка 44% сотрудников этих компаний – женщины. За три года заметно выросла и доля женщин, занимающих руководящие посты. Пока наиболее заметно доминирование женщин на таких направлениях, как финансы. Среди главных бухгалтеров предприятий доля женщин выросла с 76% в 2008 году до 93% в 2009 году. Почти половина финансовых директоров – тоже женщины, хотя три года назад на этой позиции женщин было не больше трети. С 62% до 70% увеличилось количество женщин и на должности директора по персоналу.

Среди занимающих наиболее престижные управленческие позиции (директор по производству, генеральный директор, председатель совета директоров, президент компании) женщин пока еще немного. Тем не менее за последний год доля женщин среди директоров по производству выросла с 5% до 11%, а среди гендиректоров – с 4% до 9%. И причины этому, как отмечают специалисты PWC, лежат на поверхности. Женщины – более лояльные сотрудники. В 37% опрошенных компаний женщины работают в среднем дольше, чем мужчины. Они терпимее к условиям труда и менее амбициозны. В 43% компаний женщины дольше соглашаются находиться на одной и той же должности без продвижения по карьерной лестнице. Немалое значение имеет и возможность сэкономить фонд заработной платы. Женщины-управленцы выгоднее. Разница в зарплатах и раньше была секретом Полишинеля, а теперь о ней открыто говорят в каждой шестой из опрошенных компаний.

Единственное, пожалуй, слабое место у женщин – это дети, которые сильно отвлекают внимание работающих мам. Впрочем чадолюбие у современных бизнес-леди уменьшается стремительно. Как показывают результаты опроса, работающие женщины все меньше времени проводят в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком. А доля тех, кто выходит на работу в течение первого года после рождения ребенка, выросла за последние три года вдвое, так что я не стал бы исключать возможности скорых и глобальных изменений на рынке труда. А если через 20-30 лет за свои гражданские права придется бороться уже сильному полу – я, пожалуй, даже не удивлюсь.