Тысяча — это только по официальным данным. Насколько они верны, даже в Федерации омских профсоюзов точно не знают. В любом случае эта тысяча далеко не те 10 процентов, которые предусмотрено сократить в декабре по губернаторскому указу. Может, чиновники решились ослушаться Леонида Полежаева?
— Конечно, те данные, которые подают, не всегда то, что есть. Я не могу сказать вам точно, насколько верны эти данные, — пояснил «Вашему ОРЕОЛУ» лидер Федерации омских профсоюзов Валерий Якубович. — Но губернатор заверил меня, что учителя и воспитатели не будут сокращены, за штат выводится технический персонал.
А что нам тысяча, три, пять уволенных техничек, логопедов и охранников? Что нам сокращение зарплат, которые захлестнули Россию? Не во Франции живём. Это там работники Лувра выходят на забастовку, лишь только становится известно о грядущих сокращениях того же техперсонала, — французские профсоюзы отрабатывают членские взносы. В России, а тем более в Омске, тишина. У нас, пожалуй, самые зависимые из независимых профсоюзов мира.
Взять хотя бы лидера Якубовича. Депутат Законодательного собрания от «Единой России», он присутствует на заседаниях всесторонних комиссий, общается с губернатором и даже бывает на митингах единороссов. Вроде при деле… «У нас профсоюзы ведут себя, как мышь под веником» — эти слова принадлежат Леониду Полежаеву, правда, сказаны они были в докризисный период. Теперь-то власти не обойтись без карманных мышей.
— В России профсоюзы — декоративная организация, перешедшая нам в наследство от СССР, — рассказывает председатель совета представителей Омской конфедерации труда Василий Старостин. — Хотя и в их работе есть плюс — они хотя бы коллективные договоры с работодателями заключают.
«Ваш ОРЕОЛ» спросил у Валерия Якубовича, почему омские профсоюзы не выходят на улицу, чтобы отстоять увольняемых бюджетников.
— У нас несколько другая ориентация, — ответил он. — У меня большой опыт профсоюзной работы, и по опыту я знаю, что даже если мы выведем на улицу 25-30 тысяч человек, в любом случае результат мы получим только за столом переговоров.
Как будто французские профсоюзы после акций протеста музейных работников за стол переговоров не садятся. Может, омский профсоюзный лидер боится поссориться с властью?
— Но если ситуация будет разворачиваться, как в прошлом году, мы подключимся и будем разбираться, — добавил Валерий Якубович.
«В прошлом году» Россия переходила на новую систему оплаты труда, тогда это едва не стало причиной массовых увольнений омских учителей и сокращения школьных программ. По словам Якубовича, профсоюзы сказали власти «веское слово» и добились результата. Были выделены дополнительные 95 миллионов бюджетных рублей. Школьные программы никто не тронул.
Но, по мнению «Вашего ОРЕОЛА», дело не в «веском слове», хотя никто не оспаривает, что Якубович за учителей просил, а в решении руководителей области. Сегодня профсоюзный лидер за новых увольняемых не просит. Может, политический момент не тот?
За то, что омские профсоюзы ведут себя, как мышь под веником, «Ваш ОРЕОЛ» высказывает лидеру Федерации омских профсоюзов свой непочёт.