В феврале 1981 года в Москве начал работу XXVI съезд КПСС. А спустя пару месяцев по стране ходил антипартийный политический анекдот. Мне его рассказали в газете «Вечерний Свердловск». Думаю, он и сегодня не утратил своей злободневности в стране, а в Омской области -тем более. Итак.
На трибуну XXVI съезда КПСС поднялся делегат от чукотской парторганизации и произнёс проникновенные слова.
— Дорогие товарищи! — сказал он. — До 1917 года наш маленький народ жил очень плохо и постоянно испытывал всего два чувства: голода и холода. Но свершилась Великая Октябрьская революция, и теперь благодаря Коммунистической партии и лично дорогому Леониду Ильичу Брежневу у нас уже три чувства: голода, холода и глубокого удовлетворения…
На прошлой неделе к нашему маленькому народу, омичам, в «богоспасаемый и пилотный» регион залетал президент России. Теперь с любой трибуны с чувством глубокого удовлетворения мы можем сказать о том, что часто видели дорогих руководителей страны. Ельцина. Путина. Медведева. Если бы визит Дмитрия Анатольевича длился хотя бы сутки, то омская власть придала бы ему статус исторического и заставила бы свою прессу тянуть сюжеты до «второго пришествия». Но он пребывал в столице Колчака всего несколько часов. Глава государства встретился с главой региона, побывал на нефтезаводе, провёл совещание, поставил свечку в Успенском кафедральном соборе и отбыл в Москву. Общероссийским телеканалам хватило считаных минут, чтобы вскользь рассказать о поездке в Прииртышье.
Все сюжеты о посещении Омска Медведевым я смотрел с профессиональным интересом. Буквально накануне в моей спортивно-банной компании возникла политическая дискуссия. Где ж ещё российским мужикам говорить о политике? В «Госдумах» да банях. В разговоре отразился некий срез общественных мнений, поэтому приведу три из них. Так вот, говорили одни, приедет Медведев и отставит Полежаева, как Росселя. Другие считали, что приедет Медведев, и Полежаев сам, по примеру Шаймиева, попросит об отставке. А третьи доказывали, что приедет Медведев, наградит Полежаева орденом «За заслуги перед Отечеством» и оставит губернатором до истечения срока его полномочий. Консенсуса не нашли. Об отставке губернатора президент не говорил, орденом не наградил, а дал почётную грамоту. Она же, судя по всему, карт-бланш на доверительное управление «политически стабильным» регионом. Её можно на стенку повесить или «у шкапчике» хранить как неоспоримое доказательство «большого вклада в социально-экономическое развитие области и многолетнюю плодотворную деятельность».
Это был самый странный визит из всех, которые я видел. В разные годы мне приходилось участвовать в освещении рабочих поездок Михаила Горбачёва в Куйбышевскую область и Бориса Ельцина в Омскую область. 7 апреля 1986 года «молодой» генсек ЦК КПСС Горбачёв приехал в Куйбышев (ныне Самара). Тысячи людей, уставших от правящей в СССР геронтократии, вышли на площади и улицы, чтобы приветствовать его. Некоторые жители, несмотря на плотное охранение, передали Горбачёву петиции о дефиците продуктов и жилья, засилье бюрократов и так далее. Мы в редакции областной газеты «Волжская коммуна» на полном серьёзе спорили о том, надо или не надо ретушировать родимое пятно на голове генсека. И считали, сколько дней продержится первый секретарь обкома Муравьёв. Два года ещё просидел! В 2010-м году никто из простых омичей не смог и близко подойти к президенту Медведеву и рассказать о своих чувствах и бедах. В 1992-м мне, корреспонденту газеты «Советская Россия», как-то легко удалось поговорить с Борисом Ельциным в спорткомплексе совхоза «Лузинский». Разговор я помню дословно. А кто из местных журналистов в этот раз посещался с первым лицом и что-то сказал ему о жизни народа? Да бог с ней, с местной прессой! Кремлёвский пул ведёт пошаговую летопись. Я смотрел московские сюжеты про омское совещание о развитии топливно-энергетического комплекса, искал в телекартинках лица омских директоров, банкиров, бизнесменов и… не находил. Президент страны привёз с собой свое окружение, всё самое важное по теме сказал своим помощникам, министрам, олигархам и их же внимательно выслушал. Вероятно, в Омске доклады о трудностях и мерах по их преодолению не так, как в Москве, звучат и слышатся. Что помешало президенту страны встретиться с местным «партхозактивом»? Они б ему рассказали… Впрочем, нищие духом омские хозяйственники вряд ли рискнули бы даже слово молвить о холоде цепких рук кризиса и финансовом голоде. Этого у нас, в заповедных райских кущах, попросту нет и быть не может. Наши прославленные чиновники задолго до кризиса нашли противоядие в борьбе с кризисом, почти нет безработицы и проблем со строительством новых предприятий. У нас их вводят «каждый квартал». И вообще перспективы у региона и его граждан самые радужные. Кому интересно, как выглядит ситуация на словах, посмотрите на сайте президента России стенограмму кулуарной беседы Медведева и Полежаева. В высшей степени удивительный материал!