«ДРЫН-ДЫГ-ДЫГ»

«ДРЫН-ДЫГ-ДЫГ»

или «Я пиво закусываю майонезом»

С такими лозунгами прошли 1 мая по улицам города участники первой омской монстрации.

Художественная акция под названием «монстрация» родилась в Новосибирске в 2004-м и стала широко известна после того, как новосибирские милиционеры решили «попрессовать» автора монстрации художника Артёма Лоскутова. Весть о проблемах Артёма с властями моментально облетела всю Россию и спровоцировала череду акций в поддержку Лоскутова в разных уголках страны, в том числе в Омске. Наши люди придумали движение «Управляемые художники» и принялись доводить идею «управляемости» творчества до абсурда. В этом же году монстрация перестала быть чисто новосибирским явлением.

Суть монстрации — пройтись по улицам с плакатами с нелепыми лозунгами, выкрикивая дурацкие кричалки. Никаких политических, экономических и им подобных требований! Праздник самовыражения и хорошего настроения! Но хмурые люди в серых костюмах из серых домов — мэрии и УВД — заподозрили в «Дрын-дыг-дыг» неладное, и вокруг инициаторов омской монстрации закипела работа. Сначала М., подавшему заявку на проведение шествия, по-дружески советовали бросить затею, обещая взамен помочь через областное правительство с выставками и даже замолвить доброе словечко через своих людей в администрации президента. Через день строгие товарищи в мэрии сообщили, что шествие невозможно из-за коммунистов, которые забили за собой право пользоваться Любинским проспектом с 10 утра до часу дня. Устроители монстрации воззвали к коммунистам: мол, примите следом за вашей колонной. Коммунисты не отказали. Инициаторов монстрации позвали в серый дом, где рассказали страшное про Киргизию и то, как на пути могут быть провокаторы, и спросили: «А точно политических лозунгов не будет?». После чего позвонили коммунистам и предупредили о страшных монстрах, которые под коммунистическим прикрытием готовят стычки с милицией.

Утром 1 мая площадь перед Успенским собором пестрела ярче, чем сам собор. Коммунисты в красном, монстранты — тоже как пасхальные яйца, только не как после луковой шелухи, а как после магазинной «кислоты». Пока участники обеих акций подтягивались к месту сбора, одна женщина пикетировала собор, стоя с лозунгом: «Христиане за коммунизм!». Когда сотрудники из «учреждения напротив» убедились, что никто никого в отставку не просит, окончательно успокоились. Лозунг «Долой Луну!» милицию не заинтересовал.

На первую омскую монстрацию собралось около 200 человек в возрасте от 1 года до «полтинника», от коммунистических убеждений до анархических и никаких. Монстранты скандировали: «Мясо — колбаса!», «Простите меня!», «Бог простит!», «Кеды! Джинсы! Колбаса!». Также была возрождена традиция уличного пения. Монстранты исполнили «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко!», «Чунга-чанга!» и «И Ленин такой развитой!». Любители приветствовать парады в то утро блаженно махали ладошками с тротуара сначала колонне единоросов, потом — коммунистов. Когда же в поле зрения любителей зрелищ появлялась монстрация, руки зевак замирали в воздухе, а рты начинали бесконтрольно втягивать воздух. Не зная, как объяснить происходящее, кто-то из толпы предположил, что это сектанты. Но другие не могли успокоиться и кричали: «Вы за народ или против?». «За народ! — ответил юноша с плакатом. — У меня и справка имеется». Народ расслабился.

Шествие завершилось возле памятника В. И. Ленину. Дальше часть «монстров» отправилась по своим делам, часть — на Театральную площадь, где планировался сход «Свободных граждан Омска». Но на площади веселились участники «Педагогических отрядов» в окружении широкоплечих «дяденек в сером». «Свободные граждане» начали расходиться. Но появились участники творческого объединения «Co-бытие» со своей новой мобильной выставкой-акцией «Осторожно! Ничего не изменилось!» — на всех фотографиях обязательно присутствовала эта надпись. «Свободные граждане» и свободные художники принялись под песни «педагогов» водить на площади хороводы. Вскоре часть зевак прибилась к художникам. И только чиновники, которых «попросили» своими детьми обеспечить массовость мероприятию, увещевали своих чад ни за что не приближаться к «этим людям». Весело не по приказу в Омске ещё долго не будет, до следующей монстрации.