А ФАКТЫ ПОЛЕЖАЕВ НЕ ОСПАРИВАЛ

В деле «Полежаев против Сусликова» вынесено решение. По мнению суда, губернатор - не главный коррупционер. 10 тысяч рублей вместо полумиллиона должен отдать губернатору «Ваш ОРЕОЛ». В остальном Полежаеву отказано

Напомним, первоначальной причиной иска стала статья журнала «Бизнес-курс» о том, что бизнесмен и депутат Законодательного собрания Валерий Кокорин построит на бюджетные деньги Дом предпринимателя на базе собственного недостроя. Причём сделает это без конкурса. Президент Издательского дома «ТРИЭС» так оценил эту ситуацию: «То, с какой наглостью эти господа — Кокорин и Полежаев -на глазах у всего общества занимаются бизнесом, жиреющим на бюджетных миллиардах, говорит о том, кто на самом деле является главным коррупционером Омской области». Журналисты «Бизнес-курса» вынесли на обложку вопрос в лоб: «Во сколько обходится омичам процветающий на на бюджетных миллиардах кокоринско-полежаевский бизнес?». Полежаев обиделся и подал к изданию и лично к Сусликову иск на пятьсот тысяч рублей, потребовав опровергнуть «порочащие и не соответствующие действительности фразы». Позже «Ваш ОРЕОЛ» и сайт «БК55» процитировали «Бизнес-курс» и поставили комментарий Сергея Сусликова по поводу иска Полежаева к журналу. В частности, Сусликов говорил о сравнимом с педофилией «развращении» журналистов губернаторских СМИ, которые обслуживают интересы одного лица, и о том, что он пойдёт в суд и попытается доказать, что главный коррупционер Омской области — Леонид Полежаев. В общей сложности губернатор требовал опровержения шести фраз, а свои моральные страдания Полежаев оценил в полтора миллиона рублей.

ПРО ЮРИСТА ГУБЕРНАТОРА

Нелёгкое бремя разбирательства по искам губернатора к свободной прессе досталось судье Константину Долгих. Процесс длился несколько дней. Интересы губернатора в суде представлял юрист министерства правового развития Андрей Фролов. Он был немногословен. Сергей Сусликов, напротив, выступал эмоционально, отстаивая каждую букву, и даже жалел оппонента Андрея Фролова.

Юристу министерства правового развития в этом процессе не позавидуешь — он лицо подневольное, — отметил Сусликов в суде. — Если бы это был частный адвокат, то, изучив вопрос, он вынужден бы был объяснить губернатору — у этого иска нет никаких судебных перспектив. У нас не монархия. А губернатор — не царь. Я, ответчик Сусликов, являюсь частью народа, источником власти, а значит, имею право иметь собственное суждение о том, как эта власть работает.

Представитель ИД «ТРИЭС» заявил ходатайство с просьбой отстранить от дела специалиста министерства, защищающего главу региона за счёт налогоплательщиков. Однако суд в ходатайстве отказал.

ПРО КОРРУПЦИЮ

Возможно, речь издателя Сусликова Фролова-человека задела за живое, но Фролову-чиновнику нужно было выигрывать процесс.

Коррупция — это незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, — процитировал он статью из Закона «О противодействии коррупции», — иного имущества или иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Таким образом, распространённые изданиями сведения содержат утверждения о нарушении Полежаевым требований законодательства и порочат его честь и достоинство.

— Вот вы сказали про третье лицо. Что это значит? Может ли быть таким лицом Кокорин? — уточнил Сусликов.

— Теоретически им может быть любое лицо, — не совсем уверенно признал Фролов.

По мнению представителей ИД «ТРИЭС», депутат и олигарх Валерий Кокорин и есть то самое загадочное «третье лицо». Сергей Сусликов рассказал суду, как словно грибы после дождя росли в нашем городе кокоринские торговые павильоны, построенные на бюджетные миллиарды: «Каскад», бесчисленные «Континенты», «Экспоцентр» и наконец — Дом предпринимателя. Изначально они строились как выставочные центры, а превратились в гигантские торговые площади с мизерными налоговыми отчислениями.

— Когда я говорю о кокоринско-полежаевском бизнесе, я не имею в виду, что губернатор занимается им напрямую, — горячо доказывал издатель. — Речь идёт о том, что власть помогла Кокорину создать свой бизнес и за пять лет сделала его одним из самых богатейших владельцев коммерческой недвижимости. Эта помощь зафиксирована и в телевизионных эфирах «12 канала», и в печатных СМИ, и в бюджетных статьях расходов.

ПРО СВОБОДУ МЫСЛИ И СЛОВА

В целом позиция ИД «ТРИЭС» сводилась к тому, что истец требует лишь опровержения оценочных суждений, достоверность которых проверить нельзя.

— По закону о СМИ, опровержению подлежат суждения, основанные на недостоверных сведениях, — заявил Сусликов. — В нашем случае факты соответствуют действительности, и истец даже попытки не делает их оспорить. Да и что тут опровергать?! Вот письмо министра экономики области Мураева, который подтверждает: да, Дом предпринимателя Кокорин строит на бюджетные деньги и без какого-либо конкурса. Таким образом, иски губернатора, требующего наказать гражданина Сусликова только за то, что он мыслит и высказывает собственные суждения, носят политический характер и фактически подрывают конституционные основы РФ.

Правда, представитель истца тут же попытался вывести Полежаева из-под удара, заявив, что не понимает, каким боком это письмо и строительство Дома предпринимателя относятся к губернатору. Но суд решил приобщить бумагу к материалам дела. В качестве ответного аргумента на следующее судебное заседание Андрей Фролов принёс справку от независимых оценщиков, которые пришли к выводу, что кокоринская схема строительства Дома предпринимателя позволила сэкономить бюджету более ста миллионов рублей.

ПРО ВЕРДИКТ

Можно предположить, что вердиктом Фемиды по делу «Полежаев против Сусликова» губернатор, привыкший к безоговорочным победам в судах, остался не слишком доволен. Напомним, в своё время он отсудил у «Вашего ОРЕОЛА» триста тысяч рублей только за заметку о том, что ему подарили макет метромоста, выполненный из золота. Нынешние требования Леонида Полежаева судья Константин Долгих удовлетворил частично. Фемида признала порочащими и несоответствующими действительности только те части фразы, где говорилось о коррупции. А вот вопрос о том, во сколько обходится омичам кокоринско-полежаевский бизнес, вынесенный на обложку журнала «Бизнес-курс», опровержению не подлежит. Без оценок суд оставил и фразу о развращении журналистов бесчисленных губернаторских СМИ. Моральный вред, нанесённый Полежаеву публикациями в независимой прессе, суд оценил в 90 тысяч рублей: 50 тысяч рублей должен выплатить губернатору сам Сергей Сусликов, 30 тысяч — редакция журнала «Бизнес-курс» и ещё 10 — газета «Ваш ОРЕОЛ».

Представитель Полежаева пока не готов сказать, будет ли губернатор подавать кассационную жалобу. Президент ИД «ТРИЭС» Сергей Сусликов решение суда намерен оспорить.

Прямая речь

Сергей Сусликов:

— Сначала я, конечно, расстроился, а потом мне стали звонить люди, и я понял, что всё-таки мы победили. Почему? Во-первых, суд не потребовал опровержения большинства фраз. Во-вторых, истина по делу так и не была установлена. А заключается она в фактах, на которых строились мои оценочные суждения: Кокорин получает бюджетные миллиарды без конкурса и является злостным неплательщиком в бюджет. Чтобы определить истину, эти факты нужно было либо подтвердить, либо опровергнуть. Однако суд не стал этим заниматься, вместо этого выдав в решении свою оценку ситуации. Так и осталось непонятным, что подлежит опровержению: что Полежаев — не главный коррупционер или он вообще не является коррупционером? Но разве суд может выдать ему справку, коррупционер он или нет.