В музее Кондратия Белова открылась выставка Умиды Ахмедовой «Женщины и мужчины — от рассвета до заката». Экспозиция передвигается сейчас по городам России и СНГ. Это стало своеобразной акцией поддержки талантливого художника, подвергшегося уголовному преследованию за серию фоторабот, отражающих различные бытовые аспекты жизни в Узбекистане.
Как верно было подмечено на открытии выставки, если бы не этот судебный процесс, больше напоминающий фарс, возможно, мы бы и не знали, что есть на свете Умида Ахмедова. А еще — что в большом Узбекистане есть маленькие селения Сукок, Бойсун, Заркент, Майданак, где течет своя жизнь, чем-то похожая на нашу.
Сколько ни вглядывайся в эти колоритные, дышащие восточным ароматом фотографии — не углядеть криминала. Да, быт людей показан без прикрас и глянца. Снимки Умиды не парадные, но честные, а честность в этом случае означает уважение. Тем не менее, 16 декабря 2009 года против Ахмедовой возбуждено уголовное дело по статье «Клевета на узбекский народ», предусматривающей наказание от двух до трех лет исправительных работ. Видимо, чиновников бывшей союзной республики испугал бедный вид узбекской глубинки. Тогда как, по словам очевидцев, все снятое Умидой — обычная картина в отдаленных селах Узбекистана еще со времен советской власти и по сей день. За то, как живут граждане, чиновникам, в общем-то, обижаться надо на себя.
В феврале Умиду Ахмедову все-таки признали виновной. Правда, тут же и амнистировали. Но взята подписка о невыезде, поэтому автор не может ездить с собственной экспозицией. Психологический прессинг продолжается. Все происшедшее с талантливым кинодокументалистом и фотографом вызвало широкий общественный резонанс. Чего доброго, и у нас возродятся знакомые тоталитарные схемы, ограничивающие свободу творческой личности, и нам вновь будут диктовать, о чем нам думать, что говорить и что снимать. Союз журналистов России провел пикетирование посольства Узбекистана в Москве. Интернет пестрит обращениями к узбекскому правительству. На проходящей в Омске фотовыставке все желающие тоже могут оставить подписи в письме, адресованном президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову. В нем, в частности, содержатся просьбы гарантировать физическую и психологическую неприкосновенность Умиды Ахмедовой, положить конец всем домогательствам, включая преследование на судебном уровне, и — ни много ни мало — гарантировать уважение прав человека и основных свобод на территории Узбекистана. Будет ли это услышано, большой вопрос.
Угощением на фуршете в честь открытия выставки стал посыпанный солью хлеб. Был в этом и горький намек на тюремную пайку. И некий отголосок восточного обычая, по которому люди, однажды разделившие хлеб, навсегда становятся друзьями и единомышленниками.