ЗУ, ЛО, ЦУ, ТУ, МО, ИЛИ ЗАЧЕМ ОМИЧ ЕЩЕ ПЯТЬ НОТ ПРИДУМАЛ

ЗУ, ЛО, ЦУ, ТУ, МО, ИЛИ ЗАЧЕМ ОМИЧ ЕЩЕ ПЯТЬ НОТ ПРИДУМАЛ

На Международном конкурсе старинного, цыганского и современного романса, прошедшем на днях в Москве, омичи Татьяна Гаврилюк и Сергей Какотин - единственные из всех участников - пели акапельно

Такое исполнение считается у профессионалов наивысшей степенью мастерства и достигается многолетним трудом, однако подопечным Сергея Белецкого для этого понадобилась пара месяцев.

— Отважиться на исполнение без инструментального сопровождения могут далеко не все профессионалы, — отмечает Татьяна Гаврилюк, юрист по образованию и ученица школы-студии Белецкого. — На конкурсе участники использовали и фонограмму-минусовку, и живой аккомпанемент, но выйти без сопровождения решились только мы. Рискнули — не зря же мы обучаемся в экспериментальной школе!

Надо сказать, что этот эксперимент для омичей прошел весьма удачно, если учесть, что это первый их опыт участия в конкурсе вообще. Татьяна Гаврилюк удостоилась медали и звания лауреата в номинации «Профессиональный исполнитель», а Сергей Какотин, предприниматель, стал лауреатом в номинации «Старинный русский романс». Его оригинальный голос и манеру исполнения жюри отметило специальным дипломом.

Сегодня Сергей Белецкий, заслуженный работник культуры РФ и создатель собственной методики обучения музыкальной грамоте, серьезно занимается постановкой певческого голоса. По мнению педагога-новатора, играть на инструменте ученики начинают лучше, когда они поют. Ну а петь, по его мнению, могут все без исключения, главное — найти правильный подход.

— В основном в традиционных школах обучение построено по принципу передачи информации, — рассказывает Сергей Владимирович, — как меня учили, так и я буду учить. Но ведь в мире есть еще масса других методов исполнения, которые открывают новые возможности. Взять, к примеру, тувинское песнопение, исполнение монгольских шаманов или тибетских монахов. Когда изучишь культуру этих народов, разберешься в их принципиальных подходах к музыке, то можно выстраивать новую систему обучения, что я, собственно говоря, и сделал.

При этом, как отмечает сам педагог, новая система обучения не идет вразрез с традиционными методами, она только дополняет их. Единственное отличие в том, что поют его ученики не на связках, для этого они используют природное вращение воздушного потока, которое и создает необходимый тон.

Суть же самой методики нотной грамоты Сергея Белецкого незатейлива: к общеизвестным нотам на белых клавишах — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — он придумал названия нотам на черных — зу, ло, цу, ту, мо. Как считает сам новатор, такая система упрощает процесс обучения нотной грамоте и весь объем знаний музыкальной школы можно освоить за три месяца. В то же время обучать по данной системе можно людей различных возрастов — от детсадовцев до пенсионеров. Слушатели и последователи музыкального революционера после нескольких месяцев занятий начинают самостоятельно сочинять музыку. Впервые методика «хроморяда Белецкого» была апробирована на учениках начальных классов в омской гимназии № 115 и дала ошеломительные результаты — дети без труда исполняли произведения классической музыки Иоганна Баха, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта на один и два голоса.

— Я добавил пять слогов для безымянных черных клавиш, — рассказывает Сергей Владимирович. — Освоение нотного пути в традиционной системе обучения можно сравнить с тем, как если бы ребенок осваивал речь не через разговор и накопление словарного запаса, а посредством чтения. Изначально у черных клавиш нет собственных имен, а когда дело доходит до них — всплывают диезы и бемоли, а значит, нужно изучать нотную графику. А это, в свою очередь, ведет к торможению слуха, много времени уходит на раскодирование этих символов. Если дать названия черным нотам, обучение музыкальной грамоте намного упрощается и становится более доступным даже для взрослых людей с их напряженным графиком работы. Уже в конце первого занятия вы сможете себе аккомпанировать «Тонкую рябину» и даже сочинять новые мелодии. Следующим этапом обучения будет освоение тональности и нотной графики. Но это для тех, кто пожелает идти дальше. Даже если они и не будут профессиональными музыкантами и исполнителями, знание нотной грамоты улучшит качество разговорной речи, а пение поможет укрепить здоровье.

СПРАВКА «ВО»

Методика «хроморяда Белецкого» признана во всём мире — семь золотых медалей на конкурсах и выставках различного уровня, в том числе на 48-м Всемирном салоне изобретений «Брюссель, Эврика-99» (Бельгия). Золотом были отмечены и последующие изобретения на основе методики, к примеру «Способ обучения музыке, способ записи музыки и учебное пособие» (Евразийский патент №002697).

Хотите научиться петь?

Благодаря методике Сергея Белецкого возраст учеников не имеет значения. Занятия проходят в экспериментальной детской музыкальной школе (Иртышская набережная, 26), «Сибирской пирамиде» (улица Пушкина, 137) и в Омском музыкально-педагогическом колледже (ул. Лизы Чайкиной, За).