Мэр ушел, очередь за самоуправлением

До поры, до времени история противостояния губернатора и мэра в Омске повторялась. Однако, после хитрого ухода Шрейдера в Госдуму она, уже повторившись в форме фарса, вышла на новый уровень абсурда и маразма.

Достаточно того, что и.о. мэра стала квази-юристка Вижевитова. Это уже опускает уровень руководства города на рекордно низкую ступеньку (ниже пола, что называется).

Но судя по неснижаемому накалу медиа-наездов на мэрию, господа с Красного пути, 1 по-прежнему воспринимают ее (мэрию) всерьез. Напрашивается мысль, что губернатор ведет борьбу с самим принципом местного самоуправления. То есть, правом жителей города самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Пока существует мало-мальская возможность возрождения городского суверенитета, Полежаев будет давить город, какой бы персонаж ни сидел на Гагарина, 34.

Между тем, построенная в Омске система т.н. самоуправления столь же далека от реального самоуправления, как сам губернатор — от демократии. Заложенная еще при Рощупкине и достроенная при Шрейдере система КТОСов порочна, поскольку перевернута с ног на голову: КТОСы en masse не зависят от населения, их председатели, получающие зарплату из бюджета, полностью подконтрольны мэрии. Даже «старшие по домам» и «квартальные», получающие от мэрии льготы по оплате коммунальных услуг, легко превращаются в марионеток. Кстати, технология создания подконтрольных КТОСов была применена при т.н. «выборе управляющих компаний», когда чиновники фактически раздали жирные куски коммунального пирога «своим» или «социально-близким» бизнесменам, сняв с себя ответственность за состояние этой сферы.

Впрочем, дискредитация системы территориального самоуправления началась еще в те поры, когда «область» полезла в город и начала создавать приснопамятные СТК — семейно-территориальные комитеты. Это была «первая война» — еще с Рощупкиным, — на которой «поднялись» Чентырева и Паутов, и ради которой, собственно, и был создан «12 канал», до сих пор исправно выполняющий функцию низведения Омска до уровня одного из райцентров. Создание СТК проводилось в рамках некой «семейно-родовой стратегии», олицетворением которой были брат и сестра Баженовы, лидеры РОДа (Российского общенародного движения). Число СТК Омске превышало 750 единиц. Трудно представить, какие деньги сделали на этом авторы идеи и организаторы.

«Омский научный вестник» пишет: «В 1997–1998 годах ведущая часть функционеров РОД Г.Брицко (в начале 2000-х директор РЦСО — здесь и далее в цитате прим. автора), О. Баженова (тогда — председатель комитета по демографии и семейной политике, сейчас — неизвестно), Н.Рыжова (тогда — сотрудник РЦСО, ныне — начальник отдела по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Главного организационно-кадрового управления области) и другие перешли в структуру областной администрации. Функционер РОД С.Кузьменко (кажется, сейчас — директор гимназии) возглавила создание семейно-территориальных комитетов (СТК) на территории Омска и области, действующих в противовес КТОСам. Финансирование части функционеров СТК (волонтеров) велось из бюджета области… В 1998 году РОДом была поддержана идея губернатора Л.Полежаева о создании вертикальной системы управления, исключающей городские органы самоуправления».

Как показало будущее, семейно-родовая стратегия бесславно провалилась, СТК без финансирования загнулись, и про обе эти затеи губернатор и его прихвостни постарались забыть. РОДовитые Баженовы исчезли с политическо-чиновничьей арены. Неизменной осталась idee fixe Полежаева исключить самоуправление из системы общественного устройства.

Губернатор не понимает, похоже, что мэрия, с которой он все эти годы борется, является лишь имитацией самоуправления. Источником же реального самоуправления может быть только население, которое в отставку не отправишь. Не случайно ведь даже в подконтрольных мэрии и управляющим компаниям КТОСах периодически случаются бунты: жители домов вдруг приходят на собрание, тщательно подготовленное для принятия нужных решений — и переизбирают завравшихся и зарвавшихся проплаченных общественников. Но когда новый актив начинает сами решать свои проблемы, то неизбежно приходит к необходимости грамотно и организованно защищать свои права, объединяться с другими самостоятельными КТОСами, находить юристов и бухгалтеров, судиться с мэрией… Им при этом чинят препятствия, не отдают документы и печати, гадят другими способами, приводя активистов самоуправления в стан правозащитников а порой — и оппозиционеров. Уже при первых столкновениях с системой реальные представители горожан приходят к мысли: взять ассенизаторскую машину и вычистить всех этих господ, засевших на Гагарина и Красном пути.

Процесс замещения имитационных структур (самоуправления, демократии, правопорядка, судебной и других) реальными — пока очень неспешен, хотя в последнее время заметно его ускорение. Между тем, накопившаяся усталость от лицезрения одних и тех же фигур во властных кабинетах уже выливается на улицы.

Выборы в Законодательное собрание и в Госдуму показали, что «тень» не собирается «знать свое место». Поэтому выборы в Горсовет, которые традиционно вызывали больший интерес, чем региональные, обещают быть интересными. Правда, омичи уже видели, как путем подкупов, запугиваний, подлогов и обманов оппозиционное большинство в Горсовете становится меньшинством. Нет и особых надежд на то, что шулеры, организующие выборы, образумятся и станут честными. Если только процесс самоорганизации городского населения к тому времени не затихнет.