В программу фестиваля вошли картины — участники крупных российских и международных фестивалей. На церемонии открытия, совмещенной с небольшой пресс-конференцией, члены жюри и режиссеры рассказали о проблемах и особенностях современной документалистики.
По мнению доктора исторических наук и режиссера Андрея ГОЛОВНЕВА, документалисты сегодня существуют во многом за счет энтузиазма и везения. «Да, ситуация с игровым кино плохая, с документальным — очень плохая. Но могу сказать, что в Омске, в отличие от всей России, заметно движение вперед, — отметил режиссер. — Что касается в принципе федерального уровня, есть государственная поддержка, есть и возможность получать негосударственные средства на производство фильмов. Но все они грешат очень разными особенностями и нюансами, о которых молодому кинематографисту очень непросто узнать».
Впрочем спонсором может быть не обязательно государство. Так, фильм белорусского режиссера Галины АДАМОВИЧ «Инокиня» был снят на средства минского православного монастыря.
Но если для игрового кино вопрос проката по большей части решен, то документальным фильмам приходится сложнее. Как отметила Галина АДАМОВИЧ, телевидение такие картины практически не показывает. Никуда не исчезла и проблема пиратства:« Монастырь выпустил очень хорошие диски, рассчитывал продавать их, чтобы окупить средства, затраченные на производство картины. Но фильм сразу же выложили в Интернет. Я уже видела версию «Инокини» для IРod»а и IРаd»а. Даже не знаешь, радоваться или огорчаться этому. Занятие документалистикой никогда особых дивидендов никому не приносило, — уверена Галина. — И если ты хочешь жить богато, надо вообще из кино, мне кажется, уходить. Единицы могут быть суперуспешными, и финансово в том числе».
Тем не менее режиссеры отметили, что проблема выживания как таковая перед ними не стоит. Если раньше эта профессия была редкой, то сегодня и выпускающих вузов больше, и технические возможности шире. Так, одно из последних веяний — это кино на пересечении с Интернетом, кино-интерактив, когда автор снимает сам себя, но в особом, виртуальном, преломлении.
Впрочем острые общественно-политические темы тоже не остались без внимания. Так, омский режиссер Владимир ГОЛОВНЕВ сказал, что, по его мнению, проблемы с прокатом документального фильма немецкого режиссера Кирилла ТУШИ «Ходорковский» (как известно, большинство кинотеатров отказались демонстрировать картину, сославшись на ее нерентабельность) связаны не с какими-то негласными запретами, а прежде всего с… самоцензурой: «Мы сами себе создали определенную цензуру. И есть вещи, о которых мы почему-то не говорим. Мы научились быть сами себе цензорами. Я считаю, что это неправильно. Я абсолютно убежден, что тема ХОДОРКОВСКОГО была бы очень интересна в России. Ее бы смотрели, обсуждали, она бы пользовалась бешеной популярностью. Но что-то мешает».
«Да, многие интернет-сайты об этом писали — постоянно ХОДОРКОВСКИЙ «висит». Что кино не прокатывают, так и многие фильмы тоже. А снимают много про Ходорковского. И передачи идут, — подхватил Андрей ГОЛОВНЕВ. — Вот Владимир снимал что-то про Ходорковского. Я, правда, не снимал, но это упущение преодолимо…»
Тут слово взял руководивший пресс-конференцией директор городского департамента культуры Виктор ДЕМЧЕНКО. Объяснив, что отпущенное для пресс-конференции время подошло к концу, он поблагодарил участников. Осталось только гадать, действительно на обсуждение не хватило времени или все же самоцензура помешала?