Обувных дел мастер: «Главное в Сибири - одеваться по погоде»

Обувных дел мастер: «Главное в Сибири — одеваться по погоде»

Анатолий Сергеев называет себя сборщиком обуви. В трудовой книжке так и записано. Ну а что? Бывают сборщики кораблей, мебели, а он собирает унты.

Сначала выкраивает и сшивает верх, потом подошву, скрепляет всё — и получается незаменимая сибирская обувка из натурального меха. В переводе с эвенкейского унты — это «обувь», отсюда, наверное, и незамысловатое название профессии. Заниматься отживающим свой век ремеслом инженер-механик начал 20 лет назад. Сменить профессию его заставил перестроечный кризис. Анатолий даже окончил специальные курсы по пошиву обуви в службе быта. Получил корочки, и началась его обувная деятельность, которая по сей день приносит пусть не очень большой, но стабильный доход.

…И пальцы на месте

— Унты чаще всего заказывают вахтовики, работающие на Севере, — рассказывает мастер корреспонденту «АиФ в Омске». — Они спасли здоровье не одному мужику. Расскажу вам случай, который произошёл в Надыме. У шоферов фуры, перевозившей мясо, отказал двигатель. На улице стужа -38 градусов, кругом всё занесено снегом, нужно выбираться к ближайшему поселению. Пошли пешком 15 километров. Один был в моих унтах, другой в канадских тёплых ботинках…

— И что?

— Ну что?! Пальцы пришлось ампутировать тому, который был в ботинках. А вообще унты можно носить при температурах до -50°C.

Рассказ Анатолий ведёт размеренно, при этом успевает ловко орудовать шилом и специальным крючком — соединяет верх унтов с подошвой. Даже на первый взгляд ясно, что работа эта требует физических усилий. Беру заготовку подошвы в руки и понимаю, что женщина бы с ней не справилась. Заготовка трёхслойная: кожа/мех/утеплитель. В качестве утеплителя чаше всего выступает войлок. Даже просто проткнуть шилом у меня эту конструкцию не получилось, не говоря уж о том, чтобы проложить шов, затянуть его. В день мастер делает одну пару обуви. Немного, но качество отменное. Шьёт Анатолий унты из меха заказчика. Для этой цели годится цигейка, овчина, телячья, лисья, собачья и, конечно, оленья шкуры. Последнюю в Омске достать практически невозможно. По этой же причине обувных дел мастер почти не берёт женские заказы.

— На женские унты идут оленьи коленочки, — поясняет он. — Для этой цели нужно убить пять, шесть олених. Где их в Омске взять? А если сшить девичью обувь из грубого меха, она получится огромной и бесформенной.

Сапожник без сапог

Средняя цена за пару унтов — 3 тысячи рублей. Качественные унты прослужат долгие годы, пять-восемь лет как минимум. Уход за ними несложный: не обувать в сырую погоду, дождь; не сушить на батареях, обогревателях; беречь от моли. Унты — обувь бесшумная, поэтому незаменима на рыбалке и охоте. Самому мастеру, правда, не удаётся походить в унтах. Пару раз пробовал он сшить себе эвенкейскую обувку, чтобы дома снег чистить, по хозяйству управляться, но лишь сделал обновку, как заглянувший в гости знакомый уговорил ему продать. Ждать было некогда, да и больно понравились унты. Та же история повторилась и во второй раз, а больше Анатолий и пытаться не стал. Поэтому он, как в известной пословице, — сапожник без сапог.

О том, чем хороши унты, Анатолий Сергеев может рассказывать бесконечно.

— Ещё унты теплее валенок! — говорит он напоследок. — Это подтвердит любой, кто носил и ту, и другую обувь. К тому же в городе унты выигрывают тем, что подошва у них не промокает. А вообще в Сибири главное правило — обуваться по погоде, — уверен мастер. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая обувь.