Последняя высота

Последняя высота

В Прииртышье ослабление системы безопасности труда привело к резкому росту несчастных случаев на производстве

Сегодня ни одна крупная стройка в Прииртышье не обходится без жертв. В этом году в регионе уже произошло несколько ЧП с трагическим финалом. При возведении завода полипропилена разбился 30-летний сварщик, работавший на семиметровой высоте без страховочного пояса. В пожаре на территории базы «Газпромнефти» сгорел 29-летний инженер-метролог, следивший за разливом нефтепродуктов.

По оперативным данным Гострудинспекции, в прошлом году в Прииртышье на производстве погиб 41 человек (в 2010-м — 24).

— Обстановка достаточно напряженная, — комментирует печальную статистику руководитель Гострудинспекции в Омской области Анатолий Пастухов. — Кризис миновал, поэтому темпы строительства в регионе увеличились. А большинство трагедий у нас происходит именно в этой отрасли. В погоне за прибылью работодатели не обращают внимания на технику безопасности. Ежегодно более сотни омичей получает на производстве тяжелые травмы и увечья, многие из них навсегда остаются инвалидами.

Обычные переломы и травмы никто не считает — они уже давно стали «профессиональными болезнями» строителей. В прошлом году «неотложке» приходилось выезжать на возводимые объекты более трехсот раз.

Чаще всего рабочие срываются с высоты. Монтажники, слесари и маляры падают в лифтовые шахты и проемы лестничных маршей, с прогнивших лесов и наспех сделанных люлек. Строители по-прежнему надеются на авось и даже не пристегиваются. При недавней масштабной реконструкции Концертного зала в центре Омска с крыши сорвался 31-летний мужчина. Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела — у строителя был не заключен трудовой договор. Инцидент получил большой общественный резонанс. Однако, спустя полгода трагедия повторилась. С той же самой крыши упал еще один омич.

Новые сваи забивают в регионе практически каждые две недели. Такого масштабного строительства в Прииртышье не вели с советских времен. Возводятся торговые и спортивные комплексы, храмы, больницы и целые микрорайоны. Но ни один серьезный объект, к сожалению, не обходится без человеческих жертв. При строительстве гипермаркета «Континент» вместе с грузовым подъемником упали сразу девять человек. При возведении метромоста с высоты рухнул молодой мужчина. Недавно при сооружении новой очереди онкологического диспансера погиб машинист, задевший краном электролинии.

— Причина неудовлетворительного состояния безопасности труда на большинстве предприятий — необразованность и некомпетентность специалистов, — говорит заместитель руководителя Гострудинспекции в Омской области Сергей Писарев. — Проверять стройки в любое время мы теперь не имеем права. Поэтому, к сожалению, сегодня инспекторам приходится работать «по хвостам», то есть проводить проверку уже после трагедии.

О том, как организуется рабочий процесс на большинстве объектов, можно судить по результатам судебных экспертиз. Каждый второй смертельный случай в стройиндустрии происходит с работниками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Руководители некоторых предприятий не отрицают, что им приходится принимать людей буквально с улицы. Ежегодно в Омске по всем строительным специальностям выпускают только сто человек. А стройорганизаций в городе — больше тысячи. Плюс ко всему опытные работники предпочитают трудиться «на северах» — там им платят на порядок больше. Раньше бетонщиков, кровельщиков и монтажников готовили практически во всех городских ПТУ. Однако, в «бесстройные» 90-е годы многие училища переквалифицировались на более востребованных менеджеров и коммерсантов. Поэтому мешают бетон и кладут кирпичи, как правило, люди абсолютно неподготовленные — под присмотром точно таких же инженеров по технике безопасности: согласно статистике, только 3,6 процента «кураторов» имеет соответствующий диплом. Нередко предприниматели привлекают к работе неприхотливых и «малозатратных» гастарбайтеров. Сами строители говорят о проблеме крайне неохотно.

— У нас на предприятии было два несчастных случая, причем произошли они как раз с опытными и квалифицированными сотрудниками, проработавшими в отрасли много лет, — рассказывает инженер по технике безопасности строительного треста N 5 Владимир Сырьев. — Один из них, чтобы облегчить себе труд, начал разбирать шахту не сверху, как положено, а снизу. Хотя его подробно проинструктировали, поставили специальные леса. Другой залез в неположенное место, огороженное спецзнаками, и поскользнулся. Поэтому, я считаю, нельзя во всем винить руководство. Есть и человеческий фактор.

Впрочем, отстоять свои права пострадавшим на стройке крайне сложно в любом случае. Некоторые предприятия не торопятся заключать с рабочими договоры, и люди трудятся нелегально. Они никак не защищены — таким даже страховка по случаю травмы не полагается, ведь на «несуществующего» работника нельзя составить акт. Директора нередко открещиваются от погибших любыми способами — дескать, это не наш работник в проем упал, а случайный прохожий. Или у женщины, упавшей с крана, дома большие проблемы. Может это суицид, а не нарушение техники безопасности?

— По закону руководители должны немедленно информировать нас о несчастном случае, — говорит Анатолий Пастухов. — Но некоторые упорно пытаются скрыть беду. Порой мы узнаем о ЧП спустя месяц, и то — из других источников.

Нерадивых работодателей в основном наказывают материально. Когда несчастные случаи происходят на стройке регулярно, инспекторы обращаются в суд с просьбой приостановить опасное производство. Но суды, как правило, ограничиваются штрафами.

— В прошлом году мы возбудили семь уголовных дел, связанных с трагедиями на производстве, — говорит начальник отдела по надзору прав и свобод граждан областной прокуратуры Григорий Сухоруков. — В большинстве случаев виновные получили условные сроки. Ведь в преступлениях отсутствовал умысел.

Комментарий

Виктор Хмельницкий, председатель профсоюза строителей Омской области

— Проблема действительно серьезная. По количеству несчастных случаев строительная отрасль в Омской области лидирует. В советское время система безопасности работала практически без сбоев. В училищах охрану труда будущим специалистам преподавали в первую очередь. А сегодня отрасль испытывает острую потребность в кадрах. Берут всех — были бы руки. По закону, на предприятии, где трудится более пятидесяти человек, обязано быть должностное лицо, отвечающее за технику безопасности. Но расплодившиеся, как грибы после дождя, фирмы его не соблюдают. На первом месте у некоторых руководителей стоит не жизнь работника, а прибыль. На строительных материалах сегодня не сэкономишь — они везде стоят одинаково. Поэтому экономят на заработной плате и безопасности труда. Нанимают гастарбайтеров, которые плохо понимают русский язык, зато готовы трудиться по четырнадцать часов в сутки без выходных. В то же время ряд строительных компаний наотрез отказывается готовить будущих специалистов в городских училищах и нести затраты по переоборудованию материальной базы. Мы добиваемся того, чтобы нарушителям закона было отказано в получении квот на привлечение иностранных рабочих на стройки.