Кандидат технических наук Семен Заренков в прошлом году стал обладателем гранта в двести тысяч рублей как победитель проводимого областным правительством конкурса «У.М.Н.И.К.». Его цель — поддержка молодых омских ученых, помощь в продвижении их идей до момента, когда они начнут приносить реальную прибыль.
Над системами оптической оценки и распознавания Семен работает не один, а вместе со своими единомышленниками — преподавателем кафедры электроснабжения железнодорожного транспорта университета путей сообщения Антоном Голубковым и доцентом этой же кафедры Александром Смердиным. Суть изобретения молодых ученых заключается в применении видеокамер для получения информации о параметрах работы контактных сетей, применяемых на железной дороге, и обработка полученных данных специальными компьютерными программами. Анализ всех параметров позволяет специалистам с высокой точностью определить — работает оборудование в штатном режиме или же есть какие-то не определяемые обычными способами отклонения.
Разработка инновационная, ранее нигде не применялась. Недаром ею сразу же оснастили скоростные «Сапсаны».
Оборудование, которое используют для своих исследований омские ученые, дорогое, поэтому выигранный грант пришелся как нельзя кстати. На кафедре появились новые скоростные видеокамеры, способные фиксировать картинку со скоростью двести кадров в секунду. А это позволяет применять разработку не только на железной дороге, но и при диагностике вибраций и повреждений любого оборудования. Недавно ученые организовали малое предприятие, которое будет заниматься разработкой компьютерных программ по видеодиагностике под конкретные задачи. Одна из таких задач на сегодняшний день — коренным образом изменить методику диагностики нефтеперекачивающих станций. А точнее, мощных электродвигателей, которые прокачивают нефть по всей России и за рубеж. Их очень много, а профилактическая диагностика проводится по старинке — разборка с последующими многочисленными измерениями. Омичи же с помощью видеокамер и специальной компьютерной программы предлагают новый уровень диагностирования, малозатратный и в разы более точный.
Хорошие перспективы применения омской разработки и в городском хозяйстве.
— Получив информацию о пассажиропотоке с видеокамер, которыми сейчас оснащаются городские автобусы, можно автоматически перекроить схему распределения подвижного состава, — убежден Семен Заренков. — Добавлять количество автобусов там, где это необходимо, и, наоборот, уменьшать их число там, где они двигаются полупустыми. К тому же можно корректировать сам график движения в зависимости от времени суток.
Можно пойти еще дальше — оптимизировать весь машинопоток на омских магистралях. От городских пробок сейчас больше всех страдают москвичи, которые и пытаются решить проблему, применяя разработанные японцами сенсоры, делающие светофоры «умными». Они меняют режимы работы в зависимости от количества автомобилей, скопившихся в том или другом направлении. Однако не факт, что разгрузка дорожной развязки в одном месте не приведет к еще большему затору на другом участке магистрали.
Алгоритмы, разработанные омскими учеными, позволяют анализировать ситуацию комплексно, на всех направлениях одновременно и оптимизировать пропускной режим, корректируя работу всех светофоров мегаполиса.