Справка
Валерий Иванович Алексеев. Родился в 1948 году в Усолье-Сибирском Иркутской области. В 1967 году окончил отделение актерского мастерства Иркутского театрального училища. Работал в Иркутском ТЮЗе и Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова. С 1973 года актер Омского академического театра драмы. Сыграл более чем в 200 спектаклях, поставил в качестве режиссера более 40 спектаклей. Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. Жена Юлия – преподаватель детской художественной школы. Дочь, тоже Юлия, живет в Бельгии. Внучка Софья – студентка.
Снялся в Европе
Омский театральный зритель, возможно, уверен в том, что Валерий Алексеев никогда и не бывал на съемочной площадке. Тем не менее киношный опыт у Валерия Ивановича есть, да еще какой! В 1991 году немецкий кинорежиссер Маргарет фон Тротта пригласила омского актера в свой фильм «Обещание». Маргарет – яркий представитель новой немецкой кинематографической волны. Актриса, сценарист, режиссер. Обладатель премии Каннского кинофестиваля за фильм «Свинцовые времена». На Западе знают ее картины «Роза Люксембург», «Сестры, или Баланс счастья», «Второе пробуждение Кристы Клагес». Сниматься у немки фон Тротт – это почти то же самое, что сниматься у датчанина фон Триера.
Фильм «Обещание» о любви парня и девушки из Западного и Восточного Берлина, которые встретились в Праге. А познакомил их профессор Влади – открытый, обаятельный человек, которого и играл Алексеев. Съемки проходили в Берлине и Праге. Съемочная группа была международной: художник – японец, директор – монгол, актеры – поляки, немцы, евреи, австралийцы, американцы и русский Алексеев.
Не знавший языка Валерий Иванович свою роль заучивал наизусть с учетом всех особенностей берлин-ского диалекта, записывая на листе бумаги русскими буквами немецкий текст. Фильм «Обещание», имевший большой успех в Европе, на русский язык переведен не был.
Годы спустя Валерий Алексеев использовал свой киноопыт уже в российском сериале «Девочка с Севера», в котором у него была одна из главных ролей. Фильм был показан по одному из российских телеканалов, но прошел как-то незаметно. Зато в 2008 году актер стал соавтором киноленты «Я знаю, я старым не буду» об Александре Вампилове. Среди тех, кто снялся в этом биографическом фильме: Олег Табаков, Галина Волчек, Валентин Распутин.
Вампилова забыть нельзя
Александр Вампилов и Валерий Алексеев были настоящими друзьями.
– Я только сейчас понимаю, что многие высказывания Саши надо было записывать, настолько они у него меткие, с хорошей долей юмора, говорит актер. – Тогда же никто из нас, его друзей-знакомых, не догадывался, что пьесы Вампилова будут ставить не только в России, но и за рубежом. Когда я, будучи студентом Иркутского театрального училища, познакомился с ним, некоторые не верили, что Саша – драматург. То, что Вампилов – гений, я понял через несколько лет, прочитав его пьесу «Старший сын».
Александр Вампилов очень переживал свою семейную драму – расстрел отца в годы сталинских репрессий. И эта тема поиска смысла жизни, поиска сыном отца, и главное, что можно, а чего нельзя делать человеку, присутствовала в его пьесах всегда.
Вампилов трудно шел на компромиссы. В «Утиной охоте» он не стал заменять выражения, к которым были претензии у цензоров. Пьесу тогда не дали поставить даже Олегу Ефремову, который очень хотел сыграть в ней главную роль.
На свой страх и риск иркутские артисты стали репетировать «Старшего сына». И вдруг прошел слух, что спектакль не пропустят: мол, антисоветчина махровая, а все герои – аморальные типы. Чиновники от культуры и прикормленные критики спрашивали Вампилова: «Вы про кого пишете? Разве в Советском Союзе человек может разойтись с женой, тайно выпивать по ночам, быть несчастным?» После одной из репетиций Алексеев и Вампилов, выйдя из театра, обнаружили, что все афиши в округе сняты. А ведь назавтра была назначена сдача…
На той премьере все очень волновались, но первые же реплики вызвали смех в зале, аплодисменты: так весь спектакль и прошел на овациях. Уже за полночь, идя домой, артист обнаружил, что плакаты со «Старшим сыном» вновь появились в городе.
«Вампиловское счастье» повторилось много лет спустя в Омске, когда Любовь Ермолаева предложила народному артисту России поставить «Старшего сына» на сцене своего театра-студии.
Мы родом из детства
Свое детство Валерий Алексеев называет скучным. Усолье-Сибирское, где он родился, нагоняло на него тоску – мало там было красоты. Одна радость – лес. Даже маленькому мать разрешала ему уходить туда одному – мальчонка знал все ближние места и ни разу не заблудился. Вечерами мог кататься в лесу на лыжах.
Наверное, верно говорят, что все мы родом из детства. У Валерия Алексеева это проявилось в огромной любви к природе. Его главное увлечение последних десятилетий – сад. Там он встречается с друзьями, показывает свой замечательный цветник и почти английскую лужайку. Три раза ее пересаживал, пока она не стала напоминать ту, что украшает Букингемский дворец в Лондоне.
— Когда-то я вообще работал по 18 часов в сутки! – удивляется самому себе Алексеев. – Было время, когда играл по двадцать больших спектаклей в месяц. Одновременно преподавал сценическое движение и фехтование в театральном училище, в пединституте вел факультет общественных профессий, у меня было две передачи на телевидении – в одной я читал сказки, другая была познавательная. Но надо знать, когда остановиться. Например, перед спектаклем «Бумбараш» я очень устал. Спать не мог – просыпался оттого, что в голове крутились песни. Мой йоркширский терьер Фрося уже слышать не могла, как я их напеваю, пряталась от меня!
Кстати, о Фросе. Эта громкоголосая, разодетая как кукла собачка не зря проедает свой хлеб. Она – полноправная участница спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Ее имя вписано в театральную программку для зрителей. Так и написано: «Собака Мамаевых – Фрося Алексеева». За каждый выход на сцену Ефросинья получает гонорар. Сколько? Это коммерческая тайна.