ЗАХАР ЗАХАРЬЯН, ДИРЕКТОР ООО «МИП «ГРИНЛАЙТ»: «МЫ СОЗДАЕМ ФОНАРЬ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА ЭНЕРГИИ СОЛНЦА И ВЕТРА»

В конце декабря были подведены итоги очередного конкурса на право заключения договоров аренды офисов в региональном бизнес-инкубаторе, проще говоря, на право резидентства

Были определены четыре компании-победителя. Одна из них — ООО «Малое Инновационное Предприятие «ГринЛайт». С представителем компании Захаром ЗАХАРЬЯНОМ побеседовала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.

— Захар Александрович, расскажите, в чем суть проекта, с которым вы пришли в бизнес-инкубатор.

— Человечество прекрасно понимает, что невозобновляемые источники энергии на планете Земля заканчиваются. Цель нашего проекта — не просто экономия энергии, а выработка ее из возобновляемых источников. Это энергия солнца и ветра. Наш проект — создание энергоэффективного фонаря уличного освещения, который самостоятельно обеспечивает себя электрической энергией. Но в то же время это только первый этап. В дальнейшем мы планируем создать систему уличного освещения, состоящую из таких фонарей.

— Как технически устроен фонарь?

— Его основные составляющие — солнечные панели, ветрогенератор, контроллер, аккумулятор, опора, светодиодный светильник компании «Оптоган». В России есть производители солнечных панелей, мы будем использовать готовые элементы, а вот что касается контроллера, то это наша уникальная разработка. В Омске более 2000 часов солнечной энергии в год, это один из самых высоких показателей в стране. И если выработкой солнечной энергии заниматься, то есть смысл заниматься именно у нас. Ветрогенератор — это устройство для преобразования кинетической энергии ветра в электрическую. В среднем в отопительный период скорость ветра составляет 4-5 м/с, этого достаточно для определенных моделей ветрогенераторов. Сейчас мы готовим площадку для установки опытного образца фонаря. А вот светодиодный светильник будет очень рационально использовать полученную энергию.

— Каждый фонарь будет вырабатывать энергию сам для себя?

— Первый, да, только для себя, а там посмотрим.

— Патент на такой фонарь оформлять предполагается?

— Патентами отдельных его компонентов мы уже занимаемся. Отмечу, что с этой разработкой мы стали победителями конкурса «У.М.Н.И.К.» в ноябре 2011 года.

— И когда же улицы в Омске, в России будут освещены такими необычными фонарями?

— На данный момент сложно сказать, когда мы выйдем на рынок. С одной из основных омских компании на рынке установки светильников мы уже ведем переговоры на предмет приобретения этого фонаря и предполагаем, что наше предложение компания будет включать в тендеры.

— В какую цену обойдется ваш необычный фонарь?

— Себестоимость первого фонаря, разумеется, будет выше, примерно 300-400 тысяч рублей. Когда производство наладится, то фонари будут обходиться дешевле. Следующий этап нашей работы — создать систему уличного освещения, способную управлять фонарем или группой фонарей. Мы сейчас разрабатываем шесть разных методик по управлению уличным освещением. Но сначала все же надо поставить фонарь, посмотреть, как он будет работать.

— Какие-то еще направления работы есть у вашей компании?

— Сейчас мы планируем заключить дилерский договор с компанией «Оптоган» — крупнейшим российским производителем светодиодов. Мы вообще за то, чтобы использовать российское оборудование и детали. Надеемся стать официальным представителем «Оптогана» по всей Сибири.

Есть еще одна изюминка в нашем проекте. Мы будем вырабатывать энергию из энергии солнца и ветра и расходовать ее экономно, а это значит, что у нас будут оставаться излишки. Поэтому мы ведем переговоры с Омскэнергосбытом о приобретении этих излишков. И уже получили принципиальное согласие, осталось согласовать детали.

— Ваша энергия будет обходиться покупателям дешевле?

— Не принципиально на самом деле, дороже или дешевле, хотя вполне возможно, что и дешевле. Важно, что такого прецедента нет в Омске и в России в принципе тоже — чтобы у малой частной компании приобретали излишки энергии. Правда, это очень сложно реализовать.

— Когда планируете выйти на коммерческое производство?

— Мы сейчас находимся в стадии научных разработок, которые ведем на собственные средства. Надеемся, что резидентство в бизнес-инкубаторе поможет нам найти поддержку, как финансовую, так и административную.

— Захар, какое у вас образование, есть ли практический опыт? Кроме вас, в компании много сотрудников?

— Я учился в ОмГТУ по специальности «Средства связи с подвижными объектами». Поддерживаю дружеские отношения с моим преподавателем, доктором технических наук Виталием Львовичем ХАЗАНОМ. Именно он когда-то разработал систему МАРС — мобильная автоматическая радиосвязь, это резервная связь России. Вообще считаю Виталия Львовича одним из лучших ученых в стране. Окончил вуз в 2006 году, работал в компании, которая является системным интегратором в области радиосвязи, прошел все этапы, и пришлось заниматься абсолютно разной деятельность, но, как показала практика, это очень помогает в развитии навыков. Изначально разработка была моя, потом рядом со мной собралась команда из семи человек, каждый из них является уникальным алмазом, поэтому шансы на создание чего-то стоящего у нас есть. Пока каждый из нас занимается всем, чем необходимо, четкого распределения обязанностей нет.

— Разработки, аналогичные вашей, существуют?

— Да, в Китае. И если мы сейчас не успеваем внедрить в России такую разработку, то в следующий раз вы будете разговаривать на эту тему с китайцами. Энергосбережение сейчас — один из приоритетов в России, и мы рассчитываем на поддержку в этом направлении. Пока дешевле вырабатывать энергию из того же угля, ресурсов хватает. А вот европейцам дорого обходятся ресурсы, и они давно занимаются решением этих вопросов. В Дании, например, 20% всей электроэнергии вырабатывается за счет возобновляемых источников, это самый высокий показатель в мире. Мы со своей стороны понимаем, что для России это дело завтрашнего дня, но начинать нужно уже сейчас, поэтому мы уверены, что наше время скоро придет.