Город может остаться без прошлого

Город может остаться без прошлого

Представители общественности боятся, что до 300-летия Омска не доживет целый ряд памятников истории и культуры

Ни для кого не секрет, что все народные волнения, происходящие в последнее время в стране, во многом выросли из Интернета. Виртуальное пространство вылилось за рамки сети, заставляет с нею считаться. Поэтому неудивительно, что организаторами семинара «Архитектурное наследие Омска», прошедшего в минувшую субботу, стали блогеры, которым небезразлична судьба города, в котором они живут. Проблему исчезающих памятников они обсуждали вместе с профессиональными историками, инженерами и реставраторами, а также с краеведами и представителями различных общественных организаций.

Говорили о празднике, о грядущем через четыре года 300­летии Омска. Но пафоса, конечно же, не было. Известный краевед, председатель общества коренных омичей Владимир Селюк, уверенный в том, что для подготовки к празднику сделано вовсе не мало, все же считает: у областных и городских властей нет какой­то концепции относительно предстоящего юбилея. Иначе чем объяснить то, что власти то принимают одно решение, то подписывают другое, которое перечеркивает предыдущее. Что же касается подготовки к празднованию, то обществу коренных омичей о ней вообще ничего не известно. Краевед, конечно, не мог промолчать о главном своем детище, музее городского быта, который он уже несколько лет возглавляет. Помещение под экспозицию выделено, но оно до сих пор находится в аварийном состоянии, а экспонаты просто пылятся по углам.

По мнению кандидата исторических наук Бориса Мельникова в вопросах, касающихся культурно­исторического наследия области и города, власть демонстрирует крайнюю степень разобщенности с гражданами. На территории области существует 1,5 тысячи археологических памятников, в областном центре – больше пятидесяти, однако лишь на 5 из них составлены паспорта. Но даже их инвентаризация не проводилась, как утверждает историк, лет двадцать. Остальные вообще до сих пор остаются без статуса. А раз нет статуса – нет и памятника. Мельников с возмущением говорил о том, что судьба старины в нашем городе фактически отдана на откуп застройщикам, а министерство культуры не способно противостоять агрессивным планам нуворишей. Что из этого получается? При восстановлении второй омской крепости был уничтожен целый культурный слой, срыты крепостные валы. Зато невдалеке выросли два элитных дома, канализацию к которым протянули прямо через крепостной ров XVIII века. Омск – единственный город в мире, в котором при строительстве метро не было выявлено ни одного археологического памятника. Не потому, что их нет, а лишь по причине того, что археологи вообще не привлекались к обследованию и раскопкам.

Омский краевед и реставратор Игорь Коновалов всегда был в авангарде тех, кто вставал на защиту старины. Он считает, что в 300­летнюю годовщину города надо козырять не строящимся гидроузлом или аэропортом, а, в первую очередь, памятниками, которые могли бы рассказать о разных эпохах цивилизации. Он предложил, не рассчитывая на глобальные финансовые вложения, сосредоточиться на малозатратных объектах, обозначить наиболее знаковые объекты первой омской крепости, обратить внимание на ряд объектов в Ильинском форштадте. Как пример можно привести здание на улице Ленина, 20. Его левая часть – это постройка еще середины XVIII века. Первоначально здание имело мезонин. Восстановление этого образчика русского классицизма вряд ли повлекло бы за собой чрезмерные финансовые затраты. Недорого бы обошлись казне и царские ворота в Ильинском форштадте, парадные ворота в усадьбе Батюшкина, башенка, которая когда­то служила доминантой на доме по улице Ленина, 13, святые ворота у Никольского собора. Таких знаковых объектов не так уж много, но они, по мнению реставратора, смогли бы сформировать культурное и историческое пространство города.

Блогера Игоря Федорова, давно занимающегося историей Омска и создавшего в Интернете проект под названием «Невидимый город», удивили цифры, заложенные в плане правительства к празднованию 300­летия города. Если общее финансирование из всех источников составляет около 90 миллиардов рублей, то вся реставрация должна уложиться в гораздо меньшие рамки – всего в 140 миллионов. Эта сумма, согласно плана, должна была выделяться в 2008­2011 годах, следовательно, ждать горожанам уже теперь нечего.

Специалист по охране культурного наследия проектного института «Омскгражданпроект» Жанна Хахаева заявила о том, что давно сомневается, стоит ли радоваться тому, что тот или иной объект попадает под реставрацию. Потому как нередко получается так, что становится хуже, чем было. В качестве примера она привела дом купчихи Волковой. Осуществляемый проект, по ее мнению, совершенно изменит облик старинного здания.

Из всего услышанного можно было сделать вывод о том, что предстоящее 300­летие Омска городские и областные власти использовали и продолжают использовать отнюдь не для того, чтобы попытаться спасти культурно­историческое наследие, но решить сиюминутные задачи. Они, как заметили присутствующие, как правило, даже не проработаны до конца – схема метро несколько раз менялась, место расположения гидроузла – тоже, проект аэропорта Федоровка морально устарел… Что в этой ситуации делать нам, обычным горожанам? Не молчать, заявляя о своей гражданской позиции в реальном и виртуальном пространстве.