Есть старинное китайское поверье: если прикоснуться к статуе волшебного льва Ши-Цзы, то в этот день вам непременно повезет. И нам за удачей далеко ходить не надо: два чугунных китайских льва встречают посетителей в вестибюле областного историко-краеведческого музея.
Подобные скульптуры можно увидеть в Петербурге и Владивостоке, но омские львы – особенные исторические памятники. Откуда они взялись в нашем городе? Ученые пришли к выводу, что изготовлены статуи в первой половине XIX столетия, они отражают стиль «китайского барокко», характерного для XVIII века, эпохи позднего феодализма – периода расцвета художественной культуры Китая. А история появления «крылатых львов Будды» в Омске началась в конце XIX века. В 1896 году на имя председателя Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества Георгия Катанаева было отправлено письмо с уведомлением о доставке двух чугунных статуй львов из города Чугучака провинции Синь-цзян (Китай). Эти статуи были переданы в дар музею Западно-Сибирского отдела консулом российского консулата в Чугучаке Надворным советником Борнеманом в 1895 году. Перевозка статуй осуществлялась по приказанию Степного генерал-губернатора Максима Таубе и была оплачена с экстраординарного счета канцелярии губернатора.
В 1900-е годы выпускник факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета А.Н. Вожеласский сделал перевод текста, помещенного на основаниях обеих статуй: «Львы, Ши-Дзы, поставлены у храма в провинции Гань-Су, в городе Баркеле, по-китайски Ба-ли-кунь, в благодарность за усмирение народа хой-кой, т.е. китайских магометан, в девятый год под циклическим знаком жэнь-шэнь, царствующим императором Дао-Гуанем… Основания исписаны именами офицеров, жертвовавших деньги на отливку Ши-Дзы».
Статуи были поставлены у входа в здание музея Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ныне – улица Музейная) и на долгие годы стали его символом.
В 1920-е годы музейные коллекции были перенесены в здание бывшего генерал-губернаторского дворца на улицу Ленина, где львы заняли место у парадного входа.
В 1960-е годы при ремонте здания музея статуи были значительно повреждены: разбита и утеряна лицевая часть фигуры львицы, фрагменты туловищ и основания с надписями на китайском языке.
Восстановление памятников стало задачей номер один для краеведческого музея. К 2004 году эта трудная миссия была успешно выполнена при активном участии реставратора из Москвы А.Ф. Бирюкова. Кстати, в процессе восстановления определили материал, из которого сделаны статуи – им оказался чугун.
До сих пор омские львы ши-цзы вызывают много вопросов у историков и музеологов. Но самый интересный и приятный факт – они доступны каждому. Любой житель нашего города имеет возможность прикоснуться к загадочному восточному символу и ощутить мистическую силу истории.
Кстати
Изображение мифологического животного «Лев Ши-цзы» – один из самых популярных символов Китая с глубокой древности до наших дней. Их изображения встречаются повсюду: у буддийских храмов, во дворцах, около государственных учреждений и т.д. Наиболее распространенные материалы, в которых воплощались львы Ши-цзы — бронза, гранит и мрамор. Лев Ши-цзы — небесный китайский лев Будды, он является охранителем от злых духов и связывается с пожеланиями счастья и благополучия. В Китае существовал обычай ставить перед воротами храмов двух львов. Часто «китайский лев» удерживает лапой шар тама, который в буддизме является символом мудрости, привносящим свет во тьму бытия. Львы Ши-цзы считаются также покровителями детей и неокрепшей людской духовности. Они помогают людям в их добрых начинаниях и духовных стремлениях.