Кандидаты не старались, баннеры некрасивые. Обзор минувшей предвыборной кампании

Кандидаты не старались, баннеры некрасивые. Обзор минувшей предвыборной кампании

Наконец-то выборы окончились, голоса посчитаны, можно снимать чудовищную по своему качеству предвыборную агитацию абсолютно всех кандидатов и продолжать жить дальше.

Мнение эксперта
Кандидаты не старались

Надежда Константинова, маркетолог:

— У предвыборной кампании кандидата и выведении новой марки на рынок очень много общего. Какой бренд из шести конкурентных продвинули наиболее удачно?

На мой взгляд, провальным можно назвать начало кампании Вячеслава Двораковского. Во-первых, такой прием как тизерная реклама начала изживать себя еще лет 5 назад. Во-вторых, когда по городу появились тизеры, первая возникшая у меня ассоциация – на рынок выводят новую марку пива. Круг и кайма – пробка от стеклянной бутылки, оранжевый цвет и образ солнца – поля солода, растущего и созревающего под лучами. Т.е. продвижение через экологичность продукта.

Когда образ вписали в фамилию Двораковского, это повергло в шок. Серьезного кандидата, который уже много лет в политике, преподнесли несерьезно, абсурдно. Рациональных выгод в первый этап предвыборной кампании я не увидела. Эмоциональные – весьма сомнительны. Обращение к элементам национального фольклора, ясно-солнышка, вызвало у электората неоднозначные оценки. Достаточно почитать комментарии в интернете.
«Город в надежные руки!» — слоган слабый. Он очевидный, а потому не «цепляет». И еще вопрос к последнему этапу кампании кандидата – зачем на него надели очки, солидности добавили, но и сделали очевидным сходство Двораковского с главным героем мультфильма «Вверх». И соответствующая картинка давно по соцсетям гуляет.

Также яркую предвыборную кампанию представила Ирина Оверина. Продвижение кандидата последовательно, многие лозунги понятны («Женщина мэр – труд и порядок», «Мужикам веры нет»), однако не вполне очевидно, на какого избирателя данные призывы рассчитаны. Скорее всего, это женщины (за «Мужикам веры нет» представители сильного пола вряд ли будут голосовать), причем старше 30 лет («И на выборы сходить, и на дачу успеть»), которые если не из женской солидарности, то уж из жалости точно должны отдать свой голос за кандидата (17 июня выборы, 18 июня День рождения Овериной. «Делайте подарки женщинам»). На мой взгляд, чрезвычайно узкая целевая аудитория.

Наружная реклама Яна Зелинского абсолютно эстетически неприятна. Такое ощущение, как будто какой-то деревенский «дизайнер» постарался. Вникать в лозунги после увиденного, не вызывает никакого желания.

Слоган кандидата Короткова «Мэр народный, а не придворный», пожалуй, самый сильный. Но только за счет него сложно победить на выборах. Воздействие должно быть более активным.

Кампания Антропова – это, скорее, продвижение новой партии, чем кандидата. Решение, в принципе, верное. Вероятность того, что он станет лидером предвыборной гонки, стремится к нулю, а заявить о создании новой партии – хороший повод.

Слоган «Голосуй за одного из нас» кандидата Масленкова обусловил выбор лексики в его агитационных материалах: «задрало», «болтологии», «ушлые коммерсанты». Всем своим видом и каждым словом стремится показать, что он свой. Однако помимо критики, лозунгов и программы от него нет, что минимизирует его шансы на победу. Классическая ошибка: продвижение продукта есть, а ценности продукта не создали.

Итак

Один из семёрки вчерашних кандидатов займёт кресло в здании на Гагарина, 34, остальные 6 уйдут в небытие, из которого они и появились на омской политической арене. Да и фамилию победителя все знали ещё задолго до дня голосования. Более того, что Вячеслав Двораковский станет мэром города, стало понятно еще когда он впервые заявил о своём намерении.

Но прежде чем видимые оппозиционеры выбранного главы города растворятся в глубинах нашей памяти, есть смысл ещё раз напомнить о тех предложениях, которые они вписали в свои предвыборные программы. Вдруг вновь избранному градоначальнику это будет интересно.

Хотя, в общем уровне шума, которым и запомнились все семь кандидатов, трудно вычленить какие-то реальные предложения. Самые осмысленные варианты развития событий предлагал яблочный кандидат Александр Коротков. Если отбросить активный наезд «яблочников» на компанию «Мостовик» и её подшефную управляющую компанию «ЖКХ Сервис», которую Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко» обвинял в связи с кандидатом Вячеславом Двораковским, то в целом предложения демократов выглядят разумными. В первую очередь их программа касалась сокращения затрат на оплату услуг ЖКХ. Причём сокращение должно наступить законными способами: Митрохин размахивая договорами омичей со своими УК наглядно пытался объяснить где именно жилищники обманывают жителей и как этого можно избежать. Правда, трудно понять, что мешает тому же Митрохину и его кандидату Короткову просвещать омичей в сфере ЖКХ без участия в выборочной компании.

Предложения остальных кандидатов ещё больше похожи на популизм. Например нео-коммунист Игорь Антропов обещает всем омичам бесплатное образование, а также заморозить коммунальные платежи. Прогрессивного ленинца не смущает, что вышеназванные функции относятся к ведению федеральной и региональной власти. А муниципалитет мог бы разве что выделять средства из бюджета на компенсацию вышеназванных затрат. Но, имея бюджет в 10 млрд. рублей, даже мечтать об этом как-то глупо. Также все соперники обещали строить детские сады и искать возможность в уже построенных зданиях открывать группы для нуждающихся ребятишек. Вот и коммунист Виктор Жарков активно обещал разобраться в этом вопросе, как в прочем и в другой наболевшей теме – недостаточном контроле за деятельностью УК. В этом кандидаты вновь единодушны: видно и несостоявшихся мэров уже достали управляющие компании в их домах.

Почему-то многие из выдвинувшихся на эти выборы кандидатур озаботились бесплатным проездом для пенсионеров в общественном транспорте. Действительно, в ряде регионов такие льготы действуют. Вот всё те же Антропов и Коротков решили взять на вооружение прогрессивный опыт. Правда, о кризисно маленьком бюджете опять никто не подумал. А кто ещё сможет компенсировать такие затратные льготы для пожилых омичей. Но главным сказочником на этих выборах, очевидно, являлся Сергей Масленков, который предлагал отдать город людям. Безработный кандидат, как и все его соперники, озаботился проблемами в ЖКХ. Масленков шёл на выборы с обещанием привлечь в Омск огромные инвестиции, на которые невыбранный кандидат обязуется отремонтировать аварийное жильё, благоустроить дворы и понастроить детских садов. Дело за малым найти сопоставимые инвестиции (Масленков называет космическую сумму в 40 млрд рублей, но их будет явно недостаточно для его глобальных планов).

Ирина Оверина, единственная женщина, участвующая в этих выборах, была так озабочена местью мужчинам (вспомните её лозунги: «Мужикам веры нет» и «мужчины они как дети»), что её предвыборные обещания похожи на программное выступление известного Интернет-персонажа капитана Очевидность. Оверина мечтает сформировать грамотную команду для управления городским хозяйством, обеспечить неукоснительное выполнение городского бюджета, увеличить поступление налогов в бюджет муниципалитета, а также не допускать конфронтации с губернатором области. Всем понятно, что к этому результату стремятся все кандидаты, но как его достигнуть любительница отутюженных брюк не расшифровывает.

Не отстаёт по популизму от соперников и Ян Зелинский, который тоже обещает всё улучшить расширить и углубить, но не объясняет как! Все понимают, что оплата коммунальных услуг должна быть сокращена, все догадываются, что учителя должны зарабатывать больше, все хотят повышения качественного уровня образования, все мечтают о появлении своего жилья, многие думают об экологии города. И автор этих строк готов был бы подписаться под каждым словом программы кандидата, если бы Ян Викторович объяснил как всего этого достичь. Да, он пишет об увеличении налоговых поступлений и активном участии в федеральных целевых программах. Но его цели намного масштабнее того уровня, на который реально можно увеличить бюджет города. а уж рассчитывать на масштабную помощь из федерального центра сложно. Во-первых, мы у Москвы не одни, а, во-вторых, в ситуации подходящего кризиса и девальвации рубля федеральному центру немного не до нас. Да и потом, если 10 млрд рублей нынешней казны Омска по щучьему велению удвоятся, то это приведёт лишь к выходу из дефицита по многим неотложным задачам. Тут уж не до хорошего.

В общем, избранному мэру из предложений своих соперников и выбрать-то нечего: либо он и сам предлагает тоже самое, либо идеи соперников относятся к разряду фантастического. Да и к тому же большая часть программных заявлений кандидатов вообще относится не к муниципальному уровню власти, а минимум к региональному правительству. Единственным положительным итогом завершившегося голосования можно считать тот факт, что удалось выявить список самых болезненных проблем города Омска: нехватка мест в детских садах, ЖКХ, транспорт, недоступность жилья. Правда, мы и раньше об этом знали. А хотелось-то, чтобы кандидаты предлагали реальные, а не фантастические варианты решения данной проблемы. Но тщетно: на этих выборах участники могли только обещать.
В целом предвыборная компания прошла на троечку с минусом. Кандидаты явно не старались понравится омичам, прекрасно понимая, кто в итоге выиграет. Но в исторической перспективе такое равнодушие может аукнуться серьёзными проблемами для власти и даже её мирным онтогонистам. Когда ни власть, ни разрешённая системная оппозиция не справляются с запросами жителей приходит время уличного протеста. В Москве мы это можем наблюдать уже пол года. Хотим ли мы такой же судьбы для Омска? Вряд ли.

От редакции: стоит сказать, что Вячеслав Двораковский, победитель голосования и вновь избранный мэр города уже утром в понедельник первым делом посетил кабинет Виктора Назарова, губернатора Омской области. Правда, о чём говорили два руководителя за закрытыми дверями журналисты смогли узнать лишь со слов самого Двораковского. Внезапно начавшаяся демократия в областном правительстве также внезапно и закончилась. И вновь вся пресса стоит за дверью, а в кабинет пускают только журналистов областного телевидения. Правда, как сказали сотрудники облправительства кабинет губернатора не смог бы вместить всех представителей пишущей и снимающей братии. Видимо, вместительных кабинетов в доме правительства и вовсе нет.