За последние три месяца 2010 года магазинов одежды и обуви в Омске стало больше почти на 280. Согласно данным справочной системы «ДубльГИС», динамика стала заметна с октября, а максимальный прирост зафиксировали в декабре, когда в городе открылось 124 новых точки. В итоге в январском выпуске в рубрике «Одежда, обувь» в омском справочнике насчитывалось уже около 1800 таких организаций.
Однако местные эксперты считают, что называть ситуацию на рынке бумом — преждевременно. «Мы отмечаем посткризисную активность, — сообщил директор регионального подразделения группы компаний «Обувь России» в Омске Алексей Колоколов. — Однако, скорее, рынок не расширяется, а качественно меняется: идет перераспределение между сегментами — одновременно много магазинов открывается и закрывается. Покупательский поток постепенно переориентируется с улиц в торговые комплексы».
Действительно, большая часть новых магазинов и бутиков открывается именно в крупных центрах. И лидер здесь — МЕГА, где торговая галерея начала работать в ноябре 2009 года. По данным регионального PR-специалиста СТЦ «МЕГА Омск» Владимира Сушко, в течение 2010 года здесь открылось 37 магазинов сегментов одежды и обуви. Среди наиболее крупных — ZARA, New Yorker, Marks&Spencer, Ann Christine и другие. Сегодня магазины, предлагающие в своем ассортименте одежду и обувь (включая детскую одежду, спортивную и спецодежду или магазин для беременных), составляют около 60% от общего числа магазинов «МЕГИ Омск».
В ноябре прошлого года в ТК «Миллениум» открылась Premium Fashion Gallery, а вместе с ней — более двух десятков магазинов мужской и женской одежды класса «премиум». Правда, некоторые из них открылись не «с нуля», а просто переехали — например, модный салон EVA, который раньше располагался в ТК «Герцен Plaza».
«Емкость омского рынка одежды и обуви несколько меньше, чем в других городах-миллионниках, — считает г-н Колоколов. — Рынок достаточно насыщен, однако неравномерно: есть сегменты, в которых можно активно развиваться, а есть явно переполненные ниши. Например, сейчас перспективными являются сегменты средний и ниже среднего. При этом не заполнена ниша именно монобрендовых магазинов в данных сегментах».
К слову, наиболее активно развиваются именно магазины одежды и обуви эконом-класса. В 2010 году здесь появились и новые игроки — магазины одежды «Эконом-класс», омские сети «Станем друзьями», «Шифоньер», и продолжили развитие уже существовавшие, например, открыла несколько новых точек московская сеть «ЦентрОбувь».
А федеральные бренды более высокого уровня, как показывает опыт, в Омске появляются преимущественно с открытием новых торговых комплексов. Это отмечает директор журнала «Дорогое удовольствие. Омск» Галина Лаврентьева. По ее мнению, «для бума должна повыситься покупательская способность и уровень жизни, тогда, возможно, нас порадуют новые марки».
Что касается закрытия магазинов, то специалисты отмечают, что в последнее время постепенно изживает себя некогда популярная у горожан торговая улица Ленина. В прошлом году, к примеру, закрылся магазин Concept Club (по ул. Ленина, 31) — по словам руководства, по причине неокупаемости. Также в конце 2010 года на витринах некоторых магазинов (Promod, Jеnnуfеr и других) появились большие яркие стикеры с сообщениями о грандиозных скидках в связи с закрытием или ликвидацией магазинов. Правда, точную дату корреспонденту назвать затруднились. Возможно, это лишь очередной маркетинговый ход, чтобы привлечь покупателей.