«НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАКОНЫ ТОЖЕ БЫВАЮТ» - Сергей Чуча

«НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАКОНЫ ТОЖЕ БЫВАЮТ» — Сергей Чуча

«В Госдуме лобби есть и у банков, и у профсоюзов, еще неизвестно, кто сильнее»

Почему российские предприятия банкротятся за счёт трудящихся? И как измерить честность судей? На неудобные вопросы журналистов отвечает председатель Арбитражного суда Омской области Сергей Чуча. Пресс-конференция прошла в канун профессионального праздника юристов в издательском доме «ТРИЭС» в рамках традиционных встреч с известными омичами.

«ЧЕСТНОСТЬ СУДЬИ ИЗМЕРИТЬ НЕСЛОЖНО»

Суммы, которые фигурируют в исковых заявлениях бизнесменов, для большинства омичей покажутся заоблачными. Известно, там, где большие деньги, общечеловеческие принципы зачастую не действуют. Но действуют связи и административный ресурс, которыми олигархи в случае споров могут и помериться.

— Такие компании, по-видимому, не решают вопросы в суде, — говорит Сергей Чуча. — Зачем? Если они могут решить их через административный ресурс. Ведь объективно на судью очень сложно надавить. Я даже не представляю, как это можно сделать.

— А если вам позвонят?

— И что? Я, что ли, пойду на судью давить? Это же смешно. К нам, конечно, приходят письма из властных структур. В них часто пишется: «Прошу обратить внимание…» или «Прошу в соответствии с законом рассмотреть…». Мы эти письма выкладываем на нашем сайте. Так мы расставляем все точки над «Ё». И сразу видно, у кого какой интерес.

— А как определить, честный ли человек судья?

— Честность определить элементарно: посмотри, что у судьи и его родственников в собственности. Если он сможет объяснить наличие у него собственности, то и вопросов к нему, думаю, не будет.

— Говорят, что должность председателя арбитражного суда — политическая. Вы себя политиком чувствуете?

— Я вообще не политик, я даже не разбираюсь в этом, честно говоря, не помню, когда последние выборы были. Но за президентов, и за Путина, и за Медведева, голосовал. Они же наши, юристы.

«ЛОББИ — ЭТО НОРМАЛЬНО»

— Месяца два назад я был на слушаниях в Госдуме, которые проводил комитет по труду, — рассказывает Сергей Чуча. — В основном говорили о защите прав работников при банкротстве, и я обратил внимание на то, насколько сильно в Госдуме лоббируются интересы залоговых кредиторов. Посмотрите сами: в последних изменениях в закон предусмотрено, что из стоимости заложенного имущества 20 процентов можно будет потратить на удовлетворение требований по зарплате, а если речь идёт о кредитном договоре, то 15 процентов. Но почему не 25 процентов или, например, 7,5? Очевидно, что по закону банкротство происходит за счёт трудящихся.

— Как искоренить лоббирование законов?

— Зачем? Это нормальная практика. Во всём мире законы лоббируют те или иные финансово-промышленные группы, всевозможные структуры. Российские банки пролоббировали эту норму закона о банкротстве, а профсоюзы не смогли. Хотя ещё неизвестно, у кого сейчас больше сил, в период кризиса.

— Если говорить о российских законах, как по-вашему, несправедливые есть? И часто ли приходится выносить решения, противоречащие здравому смыслу?

— Несправедливые законы? Да есть, конечно, только примеры на ум сразу как-то не приходят. И неразумных вещей хватает. Неразумно, на мой взгляд, взыскивать с предпринимателей 200 рублей штрафа через Арбитражный суд. Государственные структуры, в частности Пенсионный фонд, в прошлом году завалили нас такими делами, их было около семи тысяч. А сумма штрафа меньше, чем судебные расходы. Я скажу, что такое положение вещей далеко не безобидно. Сложно ожидать от судов высокого качества работы в той ситуации, когда нагрузка на судей зашкаливает. Возможно, делалось это для того, чтобы судебная система не могла адекватно выполнять свои общественные функции. Кстати, пару месяцев назад Президиум Высшего арбитражного суда всё же принял решение о том, что подобные иски не подлежат удовлетворению.

— Хотелось бы вернуться к вопросу о Пенсионном фонде. В последнее время с банковских счетов деньги пропадают. В Омске подобные дела были?

— В Омске не было никаких скандалов, связанных с Пенсионным фондом. Надеюсь, что все деньги на месте. Но вообще ситуация меня сильно удивляет. Я не представляю, как средства Пенсионного фонда могут попасть в коммерческий банк. Если я захочу перевести деньги Арбитражного суда в коммерческий банк, в казначействе на меня посмотрят, как на сумасшедшего.

«Я ОДИН ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ СУДЕЙ»

— Сергей Юрьевич, а сколько получает судья?

— Где-то от сорока тысяч рублей. Так что богатых среди нас нет, наверное, я самый богатый. Получаю около 80 тысяч, но у меня и степеней не сосчитать сколько.

— Работа интересная?

— Мой рабочий день состоит из рутины. Сидячая работа. Судьёй быть интереснее. В общем, быт заел.

— О вас говорят, как об интернет-продвинутом судье…

— Вообще-то, я не такой уж и продвинутый. Гуглем умею пользоваться и хорошо. Регулярно просматриваю Компромат.ru.

— Но многие относятся к этому сайту, как к помойке…

— Там тоже, бывает, правду пишут. Особенно о различных назначениях.

— Можно ли поймать Сергея Чучу на слабостях?

— У меня нет слабостей. Нет свободного времени, поэтому нет хобби и слабостей.

— Ну книги-то вы читаете?

— Книги читаю. Глупые книги, те, которые не запоминаются, которые читают, чтобы мозг отдохнул.

— Вы, кажется, очень разговорились, ничего лишнего не сказали?

— Попрошу всё, что я вам рассказал, считать коммерческой тайной и желательно забыть обо всём. Вы, главное, ничего не публикуйте.

Справка

Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, разбирающий хозяйственные споры между организациями, предприятиями, фирмами и выносящий по ним решения. Арбитражный суд рассматривает в основном споры по поводу договорных отношений и соблюдения вытекающих из договора обязательств.