"ГРЯЗНАЯ" РАБОТА, ИЛИ БОЖЕСТВЕННЫЙ СОБЛАЗН

«ГРЯЗНАЯ» РАБОТА, ИЛИ БОЖЕСТВЕННЫЙ СОБЛАЗН

Керамист Наталья ЯКОВЛЕВА об особенностях творчества

«Коммерческие вести» начинают новый проект «Омские художники». В каждом номере газеты будет публикация Эльвиры КАДЫРОВОЙ об омском художнике. До конца года предполагаем представить читателям 40 словесных портретов живописцев, графиков, скульпторов нашего города. Какие-то материалы будут написаны в виде эссе, другие — как интервью, третьи — в форме статьи о творчестве.

Керамика — один из древнейших видов искусства. Именно искусства, хотя изначально предназначение глиняных вещей было весьма утилитарным. Сегодня художников-керамистов не так уж много, в Омске их можно сосчитать по пальцам. А если называть лишь активно работающих, являющихся членами Союза художников России, на память придет и вовсе одно имя — Наталья ЯКОВЛЕВА.

Недавно Наталья Николаевна презентовала свою очередную персональную выставку «Весенняя мелодия». Так получается, что крупные выставки возникают у нее раз в пять лет. До этого выставка была в городском музее «Искусство Омска», потом в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и вот сейчас — в творческом пространстве Либеров-центра.

Основное поле деятельности и главная статья дохода современного керамиста, конечно же, сувенирная, салонная продукция. Наталья ЯКОВЛЕВА тоже делает такую — небольшими сериями. Кому повезет, могут украсить дом ее авторской керамикой, будь то кашпо для цветочного горшка, ваза, блюдо или плакетка (многоугольная декоративная медаль). И все-таки более всего Наталью Николаевну влечет создание объектов искусства: декоративных композиций, скульптурных форм, малой пластики.

— Я пытаюсь своими работами керамику «выровнять», поставить на один уровень с живописью и графикой, — говорит художница. — Раньше было понятие станковая керамика. То есть это были именно такие выставочные произведения, в которых главным являлся художественный образ, а не бытовая функция.

И действительно, ее «Город» становится полноценным пейзажем, «прорастает» объемным очертанием домов и деревьев. Декоративные композиции «Подорожник» или «Весенний день» — это законченные натюрморты. «Натюрморт» — носит уже официальное название другая композиция. А женские фигурки («Цветочница», «Утро», «У зеркала», «Разговор», «Теплый вечер») — это маленькие жанровые зарисовки.

В ответ на вопрос, почему керамика, Наталья ЯКОВЛЕВА разводит руками:

— Даже не знаю, как получилось. Тянуло само это слово. Когда проучилась год, поняла, что не ошиблась, что выбор был сделан правильно. Меня все больше и больше увлекал материал.

А сколько существует в керамике техник! Все их даже керамист со стажем перечислить не может. Одно время Наталья Николаевна больше всего любила работу с гончарным кругом. Ее шутя называли гончаром, а она обижалась. Потом ей приглянулась техника «жгут», очень древняя, существовавшая еще до изобретения гончарных приспособлений. Глина раскатывается и вытягивается колбаской, из которой аккуратно выкладывается стеночка. Таким образом можно вылепить любой сосуд, любую композицию. Ну а сейчас художница в основном занимается скульптурой малых форм.

У нее была хорошая школа. В 1983 году ЯКОВЛЕВА окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова, учебное заведение с глубокими традициями. Историческая усадьба Абрамцево, принадлежавшая еще знаменитому русскому меценату Савве Мамонтову, находится в подмосковном Хотькове. Не один век этот город считается центром художественных промыслов России и по праву может назваться Городом Мастеров. А всего в пятидесяти километрах от него — Москва, где в то время проводилось множество интересных выставок, в том числе выставок керамики. Бытовой, декоративной, сувенирной, представленной как целыми производственными объединениями, так и отдельными авторами. Семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия были эпохой расцвета керамического творчества в нашей стране. Так что было чему и у кого поучиться. Снова в столице Наталья ЯКОВЛЕВА оказалась уже в 1990 году — случилась командировка на Московский экспериментальный комбинат декоративно-прикладного искусства.

— Мы пробыли там четыре месяца, — вспоминает Наталья Николаевна. — Формировались группы из художников-прикладников. Нам давали материалы на льготных условиях, можно было сидеть и делать все что хочешь, воплощать все свои идеи. База там прекрасная, материал очень хороший. Это же все очень сложно в керамике: печь, обжиг, краски.

И правда, представьте, например, каково тащить двадцатикилограммовый мешок глины с рынка. Понятно, что до транспорта, понятно, что помощники есть. И все равно на каком-то этапе ты останешься один на один с этой грудой «земли». И гончарный круг, и печи — все это только недавно стало компактным, печь — электрической. А раньше печь была на дровах, гончарный круг поворачивался тяжело и не был механизированным. Так женское или не женское это искусство — керамика? Пусть разбираются искусствоведы, считает Наталья Николаевна. А она продолжает заниматься любимым делом.

Наверное, именно от этого — от любви к тому, что ты создаешь, ее работы удивительно светлые. Они светлые по краскам, особенно там, где используются соли — нечто вроде акварели, проявляющейся при обжиге. Они светлые по настроению. В них хранится сакральное тепло огня и тепло рук мастера. И кажется, в них звучит какая-то своя мелодия. Изделия с неглазурированной поверхностью самые любимые у художницы.

— Я очень люблю красную глину, — говорит Наталья ЯКОВЛЕВА. — С такой глиной сложно работать, она непластичная, она капризная. Но мне очень нравятся эти терракотовые оттенки, причем разные — где-то они светлее, где-то темнее. В этом заложена природная красота, красота материала. Это то, что ведет к корням, и там уже ничего больше не надо.

На прощание спрашиваю свою собеседницу, в чем она черпает вдохновение, как приходят сюжеты, идеи.

— Их дарит жизнь, которая нас окружает, — улыбается керамистка. — Просто надо уметь остановить взгляд на самых обыденных вещах. Например, на узоре, который появился в морозный день на окне. Там у меня в малой пластике есть «Дачницы». Я сама дачница, и такие типажи яркие, которые вижу на автобусной остановке, тоже иногда вдохновляют. А еще в искусстве важна ассоциативность. Вот у меня есть работа «Птица Лена». Меня много раз спрашивали, что это за образ? А у меня была знакомая девочка на костылях. И я ее так увидела, эти костыли — как крылья.

Ну что ж, вот оно — женское отношение к миру, где есть место и мудрости, и прозорливости, и бесконечной доброте. А о том, что Наталья Николаевна каждый день имеет дело с материалом, из которого Бог создал когда-то человека, она не сказала. Да и правильно, оставим подобные амбиции мужчинам.