ТРИ СЕЛЬСКИХ РАЙОНА ПОЛУЧИЛИ НОВЫХ ГЛАВ

ТРИ СЕЛЬСКИХ РАЙОНА ПОЛУЧИЛИ НОВЫХ ГЛАВ

Коммунисты проигнорировали выборы в Омской области

В минувшее воскресенье в ряде территорий Омской области прошли местные выборы Наибольший интерес, естественно, был прикован к трём районам — Калачинскому, Шербакульскому и Черлакскому, где жители голосовали за глав.

Выборы в каждом из упомянутых районов имели вполне нетривиальную предысторию. Прежний глава Калачинского района Вадим Цыганков прославился самопиаром едва ли не на всю область. Но затем некоторые известные в Омске СМИ обвинили его в незаконном совмещении деятельности на посту главы с занятиями бизнесом. А закончилось все тем, что депутаты Калачинского райсовета отстранили Цыганкова от должности. Экс-глава попытался переизбраться вторично, однако не был зарегистрирован в качестве кандидата.

Бывший глава Черлакского района Василий Яцковский погорел на другом, оказавшись замешанным в криминальную историю. Ему вменили в вину растрату казенных средств на сумму свыше 8 миллионов рублей — и он попал под суд, получив реальное наказание.

Тихо-мирно получилось лишь в Шербакульском районе, бывший глава которого Сергей Магда перешел на работу в правительство Омской области. На его место сразу стали сватать здешнего уроженца Александра Молоканова, готового ради возвращения в родные пенаты отказаться от равнозначной должности главы Русско-Полянского района. Молва, подхваченная некоторыми медиаресурсами, упорно связывала эту странную рокировку с желанием известного омского предпринимателя и сенатора Андрея Голушко, тоже уроженца Шербакуля, видеть в должности главы именно Молоканова.

Итоги выборов 2 марта вряд ли можно назвать сенсационными. Явка избирателей на выборах глав составила в среднем менее 50 процентов. В Калачинском районе убедительную победу предсказуемо одержал кандидат от «Единой России», глава городского поселения Фридрих Мецлер, набравший 54,58% голосов. Его основной конкурент — пенсионерка, ранее работавшая в исполнительной власти района Валентина Суслова — с 29,19% остался на втором месте. В аутсайдерах оказался выдвиженец «Республиканской партии России — партии Народной свободы» омский оппозиционер Игорь Басов, получивший всего 0,97%.

В Шербакульском районе выборы выиграл единоросс Александр Молоканов (50,38%), однако нельзя сказать, что слишком убедительно. Вполне приличный результат показал ставленник партии «Патриоты России» Андрей Швед — 35,59%. Третий участник кампании — депутат Омского горсовета, жириновец Алексей Ложкин — получил 9,33 %.

А вот в Черлакском районе официальный кандидат от партии власти Елена Бауман довольствовалась вторым местом, получив 43,33% голосов. Главой избрали самовыдвиженца Евгения Арефьева — 48,99%. Впрочем, этот человек местным жителям хорошо знаком по работе в жилищно-коммунальной сфере, поэтому случайной его победу назвать нельзя.

Мы попросили наших постоянных экспертов поделиться соображениями по поводу закончившихся выборов в сельских муниципальных районах.

— Неожиданностей нигде не произошло, — убежден декан факультета гуманитарного образования Омского технического университета Михаил МАШКАРИН. — За исключением Черлакского района, где «Единая Россия» проиграла. Однако новый глава Евгений Арефьев — человек довольно авторитетный, работает заместителем директора управляющей компании. Второй результат Елены Бауман — это прямое следствие скандала, связанного с противозаконными делами предыдущего главы Яцковского. У «Единой России» проблемы возникли там, где ранее работали плохие руководители, это рикошетом ударило по нынешним выдвиженцам партии власти. Например, единоросс Николай Илюшкин с огромным трудом победил на выборах главы Исилькульского городского поселения с 44,15% голосов. Самовыдвиженец Олег Крюков отстал совсем не намного — у него 43,27%. Неплохо, считаю, выступил кандидат «Патриотов России», депутат райсовета Андрей Швед, его отставание от Молоканова в Шербакуле не выглядит критическим. В целом люди проголосовали за тех, кого хорошо знают, кто известен своими делами и достижениями. Случайных людей среди новых глав нет.

— Выборы были самыми заурядными, даже скучными, — отмечает доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Инна ВЕТРЕНКО. — Впрочем, такие выборы вполне органично смотрятся в федеральном тренде. На сей раз избирались кандидаты на десять выборных должностей, включая глав трех районов. Восемь из них достались выдвиженцам «Единой России». Партия власти, используя принцип «разделяй и властвуй», по сути, нигде не проиграла. Формально главой Черлакского района стал самовыдвиженец Евгений Арефьев. На самом деле он тоже человек от «Единой России», только не шел на выборы от партии власти. Так что ничего необычного не произошло. Явка избирателей в целом была неплохой. Да, этому способствовал административный ресурс, но вместе с тем надо отметить, что тотального контроля за муниципальными выборами со стороны губернатора Назарова не наблюдалось. Его даже упрекали за это — считаю, что напрасно. Сегодня не стоит навязывать людям жесткий контроль, как при Полежаеве. Выборы должны проходить в свободной обстановке.

Наши эксперты обратили внимание на демонстративное игнорирование муниципальных выборов в сельских районах партией коммунистов. Случайность или намеренное решение? Михаил Машкарин считает, что мотив легко обнаруживается:

— КПРФ показала полную незаинтересованность в участии. Не исключено, что решили поберечь партийный бюджет, не сорить деньгами. Но главная причина в другом. Такие выборы КПРФ неинтересны в принципе. У главы района или сельского поселения проблем выше крыши, а отдачи немного. Слишком это хлопотная работа, ответственная. Коммунистам интереснее бороться за депутатские мандаты в советах всех уровней, в Заксобрании, в Думе. Там можно критиковать власть, ни за что не отвечая. Этим они и занимаются на протяжении многих лет. С другой стороны, участие в выборах дает возможность для партийной агитации, ее надо использовать. Как ЛДПР. Жириновцы везде проиграли, но участвовали в выборах, напомнив электорату о своем существовании.

Инна Ветренко полагает, что такая позиция КПРФ чревата для партии имиджевыми потерями:

— Итоги парламентских выборов в декабре 2011 года отнесли Омскую область к «красному поясу». КПРФ выдвинулась в ведущую оппозиционную силу. Но после думских выборов, избрания Законодательного собрания и городского Совета, где омские коммунисты получили много депутатских мандатов, с ними произошла трансформация. Они успокоились, утихли и теперь мало напоминают ведущую оппозиционную силу в нашем регионе. С этой точки зрения неучастие коммунистов в прошедших муниципальных выборах тактически неправильно, чревато утратой авторитета в глазах избирателей. Кстати, из-за отсутствия кандидатов от КПРФ снизилась и явка, особенно пожилых граждан, чего раньше не наблюдалось. Этот электорат не увидел в избирательных бюллетенях своих кандитатов.