Директору инновационно-исследовательского малого предприятия ООО «Супермодификатор сплавов» Руслану Миннеханову всего двадцать три. В прошлом году он окончил технический университет с отличием. И решил заняться наукой. Конкретно — работами в области технологии модифицирования сплавов. Свой проект о повышении хладостойкости стали с помощью модифицирующих комплексов Руслан представил в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и выиграл грант стоимостью шесть миллионов рублей.
Застать Руслана в офисе практически невозможно: сейчас он занят в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», где проходят опытные плавки.
Я с детства знал, что мой папа работает в техническом университете, — рассказывает Руслан. — Он с увлечением говорил мне о жаропрочных никелевых сплавах, которые, если в них добавить ультрадисперсные порошки, изменяют свои свойства. Папа был едва ли не первооткрывателем в этой области. И даже мог защитить диссертацию. Но наступили девяностые…
От науки Миннеханову-старшему пришлось отказаться: надо было кормить семью. Вместе с другими бывшими аспирантами технического университета он создал литейную компанию «ООО «НПФ «Ликом». С девятого класса Руслан подрабатывал в литейном цехе. Был разнорабочим, стерженщиком.
Окончив школу с золотой медалью, Руслан решил пойти по стопам отца, продолжить его дело. Однако жаропрочность никелевых сплавов его не интересовала. Ему хотелось увеличить хладостойкость стали. Этой теме был посвящен диплом. Отец активно помогал Руслану, по сути, был его научным руководителем. Теме повышения хладостойкое™ посвящен и их проект, который они защитили полгода назад, а теперь внедряют его в жизнь.
Грант дается на три года, — говорит Руслан. — Каждый год мы будем получать на свои разработки по два миллиона и ежеквартально отчитываться перед Москвой в том, что сделано. Пока все идет нормально.
В чем суть проекта Руслана Миннеханова? Супермодификатор сплавов представляет собой большую темную «таблетку» весом двадцать граммов. Она состоит из наночастиц и ферросплава. Если ее добавить в расплавленный металл, то изменится процесс кристаллизации расплавов и как следствие структура и свойства сплава. «Таблетка» повышает хладостойкость стали на 30 процентов. Полученный с использованием модификатора сплав способен выдерживать температуру минус 60 градусов. То есть изделия из этой стали можно использовать в условиях Крайнего Севера. Но и это еще не все. Раньше, чтобы сталь была хладостойкой, в нее добавляли хром, молибден, марганец, никель — дорогостоящие металлы. Если использовать изобретение омичей, то это позволит снизить себестоимость изготовления изделий, работающих в экстремальных условиях, на десятки процентов. Если сравнивать легирующие и модифицирующие добавки, то последние выигрывают в цене в 6-8 раз. То есть супермодификатор очень выгоден для производства. Но заинтересовано ли производство в нанотехнологиях?
В советское время связь науки с предприятиями была очень прочной, — говорит директор инженерного центра технологии, оборудования, материалов ОмГТУ, кандидат технических наук Геннадий Николаевич Митраков, — сегодня же студентов и аспирантов очень трудно устроить на практику на предприятие -у директоров больше голова болит о том, как выдать зарплату. Трудно и опробовать научные разработки, а уж о том, чтобы их внедрить в жизнь, и говорить нечего. У заводов нет стимулов этим заниматься. Поэтому очень хорошо, что появляются федеральные и региональные программы по инновационным разработкам.
По словам Геннадия Николаевича, работа Руслана Миннеханова является продолжением дела его отца — Гизара Нигъматьяновича, который.
будучи аспирантом на кафедре литейного производства в восьмидесятые годы прошлого века, разрабатывал модифицирующие комплексы с ультрадисперсными порошками тугоплавких соединений. Теперь их называют наночастицами.
Тогда мы хорошо сотрудничали с новосибирским Академгородком, — вспоминает Геннадий Митраков, — проводили опытные плавки на ПО «Полет», на заводе транспортного машиностроения. Но потом началась перестройка…
Что ж, сын продолжил дело отца. И, кажется, у него все получается. Теперь слово за производством. Оно должно пойти навстречу. Тема стоящая. Ведь миллионные гранты просто так не дают.