ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБЪЕДИНЯЕТ ЭПОХИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБЪЕДИНЯЕТ ЭПОХИ

Еще три года назад на месте комплекса «Омская крепость» была просто свалка

В центре города. Можно сколько угодно рассуждать о том, кто виноват в таком отношении к истории. А можно просто исправить ситуацию и сохранить, что осталось, восстановить, что было утрачено. Чем омичи сейчас и занимаются. Участвуют все — от администрации города и проектных институтов до простых горожан, которые не раз выходили сюда на субботники.

Новодел или восстановление?

Сначала был разработан Генеральный план города, потом Правила землепользования и застройки. И только после утверждения этих документов мы смогли приступить к конкретным работам, — рассказал главный архитектор проекта заместитель начальника отдела градостроительства ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан МРЫГЛОД. — Сейчас мы разрабатываем проекты планировок отдельных территорий, в том числе центральной части Омска, в границах улиц 7-я Северная, Богдана Хмельницкого и Масленникова. Параллельно департамент архитектуры и градостроительства заказал нам проработку исторической части центра, в частности территории старой крепости.

Реконструкция, как признаются проектировщики и архитекторы, -одна из самых сложных задач. Здесь нет «свободы чистого листа». Нужно изначально как ориентироваться на имеющийся «материал» — оперировать с тем, что удалось сохранить, так и обязательно оглядываться на прошлое, изучать историю создания объекта, учитывать особенности архитектуры того времени, чтобы реконструкция не превратилась в новодел.

Сегодня мы обобщаем те наработки, которые были выполнены разными архитекторами в разное время, ведь многие в свое время занимались вопросом восстановления исторической части города. Нам удалось поучаствовать в этом на практике. И основная сложность -соблюсти баланс: с одной стороны, максимально возможное восстановление исторического облика, с другой — не стоит пренебрегать современными материалами, — поясняет Богдан Мрыглод.

Яркий пример: сейчас решается, как будут выглядеть крыши зданий. Как поясняет архитектор, кровля на самом деле была с деревянным покрытием. Но все прекрасно понимают, что дерево со временем станет не очень презентабельного темно-серого цвета.

Может быть, это должны быть современные материалы? Например, металлочерепица, имитирующая фактуру дерева, -рассуждает Богдан Мрыглод. -То же самое по цвету самих зданий. В Омске исторически сложилось, что в центре крыши зеленые, а стены светлого и теплого оттенка — может, так надо? Нужно понимать, что Омская крепость -это все-таки не Петропавловская крепость со своими мощными оборонительными сооружениями. У нас и этажность маленькая, а если ещё и цвета невзрачные будут, то она потеряется на общем фоне застройки города… Можем много потерять в глазах приезжих гостей и туристов.

Поэтому, считает архитектор, необходимо максимально обозначить территорию крепости: и цветами, и конструктивными акцентами — «расставить» узнаваемые характерные элементы: коновязь, ворота с калитками, кованые козырьки, фонари, кареты, скульптуры и т. д.

Ворота времени

Еще один из вариантов, который сейчас обсуждается, — обозначение реальных границ крепости. Ведь два гектара, на которых сейчас идут работы, — это только то, что сохранилось. На самом деле, исторически, территория намного больше.

Именно поэтому уже в процессе восстановления появились решения о воссоздании Омских и Иртышских ворот, — рассказывает архитектор. -Омские ворота располагались там, где сейчас середина перекрестка по ул. Партизанской, и восстановить на прежнем месте их невозможно. Поэтому здесь уж точно будет определенный новодел. Спорить можно -есть или нет смысл восстанавливать таким образом, но мое мнение -нужно. Это более символично.

Надо понимать: никто не ведет речь о полном воссоздании всех зданий и сооружений крепости, это просто нереально при всем желании — на этом месте уже давно другие объекты возведены. Следует напомнить о том, каким было «сердце города»…

Сами по себе не все здания являются памятниками архитектуры, они и не были таковыми изначально. Но как комплекс — они представляют ценность, ведь это будет «живой кусочек» истории. Считаю, они необязательно должны быть аккуратненько оштукатурены. Может, их частично нужно оставить с надписями: например, ту стену, на которой в советское уже время солдаты вырезали свои имена.

На левом берегу реки Оми со дня основания города была построена первая деревянная крепость (примерно на площади Ленина). Можно частично показать очертания старой крепости, обозначить их отдельными элементами. Это может быть макет с информацией о крепости, где-то часть острога «открыть», где-то кусочек стены или опознавательный знак.

Этот эффект «привета из прошлого» должен, по мнению архитектора, усиливаться уже при прохождении через Тарские ворота. Они должны стать своеобразной машиной времени: проходишь через них — и оказываешься в позапрошлом веке. Или в средних веках…

Есть такое предложение: воссоздать на территории крепости уголки разных эпох, — поясняет Богдан Мрыглод. — Здесь же ведутся археологические раскопки, и уже обнаружено много интересных находок, которые можно выставить на всеобщее обозрение. Один из вариантов — восстановить землянку человека бронзового века, где можно воссоздать уголок истории и представить то, что уже нашли.