СМЕРТЕЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ

СМЕРТЕЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ

Водитель попавшего в ДТП под Омском автобуса имел переработку почти 600 часов

Ровно неделя прошла с той злополучной среды 24 июня, когда новость о страшной трагедии на одной из омских трасс облетела не только все российские, но и многие зарубежные информационные ленты.

Примерно в половине шестого вечера в районе двадцатого километра дороги Омск — Нижняя Омка водитель автобуса «ЛиАЗ», перевозящего работников ОАО «Сибирская птицефабрика», неожиданно выехал на полосу встречного движения. Произошло столкновение с автомобилем «КамАЗ-5410» с полуприцепом, груженным кирпичом. В результате практически лобового удара погибли 16 человек, включая водителей, еще 11 пассажиров получили различные травмы.

Так как оба водителя погибли, выяснять дознователям возможные причины трагедии фактически не у кого. Тем более что половина пострадавших сейчас проходят интенсивный курс лечения и пока не в состоянии давать какие-либо показания. Поэтому с первых часов выяснять, что привело к трагическому повороту руля набитого людьми автобуса, взялись эксперты.

Берегись автобуса

В результате проведенных экспертиз в качестве причины аварии отпала версия лопнувшего левого переднего колеса автобуса. Эксперты уверены — все повреждения колеса появились после столкновения транспортных средств.

В удовлетворительном состоянии в момент ДТП находился и сам водитель автобуса. По крайней мере, делавшие вскрытие судмедэксперты утверждают: сердце и сосуды работали нормально, никаких инфарктов и инсультов погибший водитель не переносил. Скончался от повреждений, полученных при фактически лобовом столкновении с «КамАЗом».

Видимость в момент столкновения была приемлемая — ни дождя, ни тумана. Дорога хоть и узкая, как все загородные омские трассы, однако, по признанию работников ГИБДД, без серьезных изъянов, способных спровоцировать выезд на встречку.

Основными версиями происшедшего мы считаем следующие: водитель автобуса мог не справиться с управлением и выехать на полосу встречного движения. Вторая причина — неисправность самого транспортного средства, вследствие чего неуправляемый автобус сместился влево. Третья версия -возможное резное ухудшение самочувствия водителя, — доложил начальник специализированного следственного отдела УМВД России по Омской области Алексей Липин.

Проведенные проверки в эти дни на МП «ПП № 4», к которому приписан разбившийся автобус, и первые выводы позволяют предположить, что версия «возможное ухудшение самочувствия водителя» считается приоритетной.

Полеты во сне и наяву

Вопрос о том, как чувствуют себя водители муниципальных автобусов, корреспондент «ОП» задал на следующий день после аварии директору МП «ПП № А» Александру Чертолясу.

Знаете, сейчас много ерунды пишут. В том числе о том, что водители даже отказываются выходить на маршруты. Работаем в штатном режиме, все автобусы на линии, -бодро ответил директор.

Примерно через час после нашего разговора его арестовали, следователи выявили грубейшие нарушения на пассажирском предприятии требований трудового законодательства и безопасности перевозок пассажиров.

По мнению органов следствия, директор пассажирского предприятия ненадлежащим образом исполнял свои служебные обязанности и не обеспечил неукоснительное соблюдение на предприятии требований безопасности перевозок и трудового законодательства, а также надлежащий контроль за состоянием здоровья водителей, -заявил руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Как выяснилось, только за последние месяцы переработка водителя злополучного автобуса составила 594 часа. Весь день 24 июня он отработал на городском маршруте № 26, а вечером в соответствии с договором по оказанию транспортных говором по оказанию транспортных услуг ОАО «Сибирская птицефабрика» повез работников предприятия.

Наперегонки со смертью

Еще одно подтверждение того, что жизни десятков тысяч омичей ежедневно оказываются в руках невыспавшихся водителей, мы получили в разговоре с одним из бывших штатных водителей МП «ПП № 4» по имени Вячеслав.

В половине четвертого утра я сажусь на «дежурку», которая отвозит на предприятие. Далее прохождение медосмотра, заполнение бумаг, подготовка к рейсу. Выезжаем на маршрут — не факт, что удастся пообедать. Если во время обеда завис где-нибудь на маршруте -остался голодным. В лучшем случае перехватишь в дороге какой-нибудь пирожок. После окончания смены возвращаемся в гараж и занимаем очередь на мойку автобуса. Вновь проходим медосмотр, на этот раз вечерний. В общем, на «дежурку», которая отвезет домой, попадаешь часа в два ночи. Спишь часов до двенадцати, встаешь непонятно с какой головой -то ли спал, то ли нет. А ночью — новая смена, — рассказал Вячеслав.

Выходит, омские водители работают сутки через сутки, причем в сложном городском цикле, требующем максимальной концентрации и собранности.

При этом зарабатывают скромно, поэтому те, кто еще в состоянии держать в руках руль, ухитряются подрабатывать между сменами частным извозом.

Не влезай — убьет

Начальник Омской ГИБДД Сергей Шевченко уклонился от ответа на прямой вопрос корреспондента «ОП» о том, почему, по его мнению, погибли люди на трассе под городом. Предложил дождаться окончательных результатов технических экспертиз и прочих проверок в сфере муниципальных перевозок. Наверное, он прав. При этом Шевченко привел очень тревожные данные.

За 5 месяцев 2015 года с участием пассажирского транспорта в регионе произошло 194 аварии. Это почти на 50 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По признанию главного автоинспектора региона, возглавляемое им ведомство находило нарушения в работе МП «ПП № 4» и в 2013 году, и в 2014-м, и в нынешнем, отмеченном страшной трагедией на дороге. По всей видимости, поток различных предписаний и представлений о допущенных на предприятии нарушениях не иссякнет и далее. Конечно, в том случае, если его не расформируют.

Мэр Вячеслав Двораковский уверен, что оснований для закрытия предприятия нет.

Сегодня первое и четвертое пассажирские предприятия не выполнили план по выпуску транспортных средств на маршруты. Департаменту транспорта дано поручение разобраться с ситуацией. Да, проверки идут, и проверки плотные, массовые. Возможно, это стало причиной, возможно, что-то другое. Мы принимаем меры, чтобы общественный транспорт выполнял все предписанные планы по перевозке пассажиров, — отметил градоначальник в понедельник, 29 июня, после аппаратного совещания. А на вопрос о проблеме усталости водителей городских автобусов ответил коротко:

Переработка — это типичная ситуация для всего Омска.

При этом мэр почему-то не добавил, что от переработки, а значит-смертельной усталости, до реальной смерти водителя и людей, которые доверили ему свои жизни, всего ничего. Один поворот руля.